По воде вилами...

Фермер взял в аренду на 25 лет водоем. Что из этого вышло?

Фермер взял в аренду на 25 лет водоем. Что из этого вышло?


Если взглянуть на географическую карту Зельвенского района, то в глаза сразу бросается длинная голубая полоса. Так обозначено крупнейшее в Принеманье искусственное водохранилище. Чтобы только объехать его вдоль берега, надо преодолеть 36 километров. Вдобавок есть еще 22 пруда — поменьше. Казалось бы, имея такое солидное водное хозяйство, можно без проблем обеспечить рыбой не только себя, но и соседей. Но на прилавках зельвенских магазинов свежий карп, толстолобик или белый амур по приемлемой цене — редкость.


Неужели пруды пересохли? Да нет, их волны все еще плещутся о берега. Хотя многие водоемы давно пришли в упадок: местами одичали, редко на котором есть настоящий хозяин. Может, нет желающих заниматься выращиванием рыбы? Есть! Один из них — Петр Третьяк. На законных основаниях он взял в аренду заброшенный водоем. Но первого улова так и не получил: пруд у него отобрали. Об этом наш читатель написал в «СБ»:


«Когда подошел срок выхода на пенсию, решил заняться разведением рыбы. В помощниках согласилась быть вся семья, насобирал достаточно средств. А главное, нашел водоем — рядом с деревней Пеляжин Зельвенского района. Более десяти лет он стоял запущенный. В июле 2008 года с заявлением я обратился в сельскохозяйственный производственный кооператив «Деречин–Агро», которому принадлежал водоем. Мне ответили: нет проблем, берите пруд в аренду, если вы фермер...»


Петр Третьяк немедля открыл и зарегистрировал частное хозяйство «У Петруся». Чтобы узаконить сделку с СПК, требовалось согласие уполномоченных кооператива «Деречин–Агро». Как видно из выписки заседания общего собрания, 100 человек из 102 поддержали просьбу фермера. Не стал чинить препятствий и Деречинский сельисполком, на территории которого находится водоем. В кипе деловых бумаг не хватало только протокола деревенских собраний «с учетом мнения граждан, проживающих на прилегающей к передаваемому водному объекту территории». Такое требование записано в Положении о порядке предоставления водных объектов в аренду для рыбоводства, утвержденном Совмином 4 октября 2007 года.


А вот здесь фермер, как он потом сам признался, ожидал любой исход. Ведь не секрет, что сельчане порой недоверчиво относятся к новым хозяевам, которые взяли в аренду пруды. Но хозяйству «У Петруся» повезло: все 28 жителей деревни Пеляжин, примыкающей к водоему, поддержали фермера. Не осталась в стороне и Малая Угрынь, находящаяся всего в пятистах метрах от объекта: 37 ее жителей из 44 проголосовали «за». В этом я убедился прочитав протоколы, подписанные и заверенные печатью.


Столь подробно описываю эту бумажную канитель неспроста: к ней мы еще вернемся. Поначалу у фермера все складывалось. Зельвенский райисполком 12 августа 2008 года предоставил Петру Третьяку для рыборазведения 35,6 гектара, в том числе, привожу дословно, «из земель населенного пункта деревни Пеляжин Деречинского сельсовета земельный участок общей площадью 26,5 гектара, из них под водой (прудом) 23,2 га...» Срок аренды — 25 лет.


Что бы вы делали на месте фермера, имея на руках такое решение? Быстрее взялись за дело! Вот и он срочно подготовил бизнес–план. Рассчитывал не только разводить рыбу промышленным способом и ежегодно поставлять в торговую сеть до 50 тонн. Предлагался также полный комплекс платных услуг населению: лодочная станция, прокат катамаранов, автостоянка, дом рыбака, магазин и т.д. Сельский район, в котором фактически нет промышленных предприятий, получил бы налоговые отчисления плюс еще шла бы арендная плата. Ощутили бы наверняка пользу жители Пеляжина и Малой Угрыни. Для них фермер намеревался отвести участок для бесплатной ловли.


Петр Третьяк рассказывал мне о своих планах, когда мы на машине по ухабам и ямам колесили от деревни Пеляжин вдоль берега:
— Здесь уже собрался делать дорогу, проект подготовил, зимой очистил территории от дикорастущих кустарников. Затратил немало времени, сил и денег, но теперь все заглохло. На мою законно полученную территорию пришли другие...


«Захватчиком», как ни странно, оказался сельскохозяйственный производственный кооператив «Голынка». Несколько месяцев назад к нему присоединили соседний «Деречин–Агро». Наследство досталось слабое. Тут бы укрупненному СПК подтянуть до высокого уровня основные отрасли, но почему–то в «Голынке» кинули взор на пеляжинский водоем и территорию вокруг него. Вот только в кооперативе закрыли глаза на то, что земли там уже были отданы в аренду фермеру, о чем информировали специальные аншлаги.
В феврале на озеро пришли голынковские лесорубы, срезали под корень десятки деревьев на берегу. «Ради чего?» — поинтересовался я у директора СПК «Голынка» Евгения Грецкого. «Надо было наводить порядок», — услышал в ответ. С этим не поспоришь, только я сомневаюсь, что озеру мешали именно здоровые деревья. Начальник Зельвенской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Матах позже пояснил: «У СПК «Голынка» не было лесорубочного билета, а значит, допущено нарушение, обязательно применим штрафные санкции».


Можно понять молодого и амбициозного директора сельхозкооператива Евгения Грецкого: ему хочется на всем заработать, и это похвально, что не сидит сложа руки. Но почему же тогда схлестнулись интересы СПК и фермерского хозяйства? Чтобы понять суть проблемы, вернемся к бумажным делам.


У Петра Третьяка на руках были все документы, за исключением одного — решения районного Совета депутатов о предоставлении в аренду водного объекта. То есть территорию вокруг озера ему отдали на 25 лет, а воду — еще нет. Пока фермер собирал нужные справки, жители Деречина написали письмо, в котором высказались против передачи водоема в частные руки.


Замечу, что эта деревня расположена в 2 километрах от озера. Стало быть, она намного дальше, чем Пеляжин или Малая Угрынь. И еще одна важная деталь: райисполком принял решение об изъятии 26,5 гектара как раз пеляжинских, а не деречинских земель. Но на сессии районного Совета депутатов, состоявшейся 14 апреля этого года, этот факт не учли. Принято решение: «Отказать фермерскому хозяйству «У Петруся» в заключении договора аренды водоема, расположенного вблизи деревни Пеляжин, для осуществления рыбохозяйственной деятельности».


А как же тогда мнение жителей Пеляжина и Малой Угрыни, «проживающих на прилегающей к передаваемому водному объекту территории»? Неужели депутаты не видели протоколов собраний?


У Петра Третьяка еще не опустились руки. Он надеется, что его фермерское хозяйство не зачахнет. В ожидании перемен и местные жители. Одного из них, Льва Дожина из деревни Малая Угрынь, я встретил на проселочной дороге. Разговорились. «Пруд знаю как свои пять пальцев, и больно на душе, что он в таком упадке, — сетует сельчанин. — Когда–то я работал на бульдозере, часто чистил водохранилище, да и рыба там водилась. Теперь же все зачахло. Сам бы с удовольствием купил под домом свежего и недорогого карпа, да не продают. А все потому, что нет настоящего хозяина...»

 

Справка «СБ»


В Гродненской области работает 291 фермерское хозяйство. В сравнении с прошлым годом их количество увеличилось на 2,5 процента. По словам председателя областной ассоциации фермеров Владимира Ушкевича, лишь 9 фермеров занимаются рыборазведением с последующей продажей продукции, причем только в 5 хозяйствах эта отрасль является основной.


Комментарий


Председатель Зельвенского районного Совета депутатов Виктор Мирончик:


— Когда обратились жители деревни Деречин с просьбой разобраться с водоемом, мы создали специальную комиссию. Ее выводы были доведены до депутатов, которые и приняли на сессии свое решение. Будет ли СПК «Голынка» заниматься разведением рыбы в водоеме, еще не уверен. А коль есть желающие среди частников взять в аренду пруд, то, кроме пеляжинского, есть и другие. Почему бы не арендовать кому–либо Зельвенское водохранилище? Готовы передать его в надежные руки хоть сейчас.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter