
Почему она возникает?
Основная причина, по словам Яна Керножицкого, эндоваскулярного хирурга 10–й минской клинической больницы, — слабость стенки вены:

Но варикоз не случается на пустом месте. Свою роль играет наследственность. Доказано: если болен кто–то из родителей, то с 50–процентной вероятностью заболеет и ребенок, если оба — в 9 случаях из 10. Женский пол — тоже фактор риска. В частности, половые гормоны, готовя организм к родам, делают соединительную ткань чрезвычайно растяжимой. Не удается устоять и венозной стенке. Эту гормональную гипотезу подтверждает статистика: у 70 — 80% женщин начальные признаки варикоза появляются уже в первом триместре беременности, когда матка увеличена незначительно, у 20 — 25% — в течение следующих трех месяцев и только у 1 — 5% — позже. Еще варикозную болезнь можно назвать профессиональной. Что любопытно, под ее дамокловым мечом представители как «стоячих» специальностей (парикмахеры, продавцы, официанты, хирурги, повара), так и «сидячих» (программисты, кассиры, водители, офисные работники). У первых вены страдают от долгих статических нагрузок, у вторых — сдавливаются в коленях. Зато, например, у почтальонов, проводящих рабочий день на ногах, варикоз — большая редкость. Напряженный физический труд, подъем тяжестей, даже длительное путешествие в неудобной позе тоже таят в себе угрозу как минимум нарушения оттока крови. А если вены уже больны, то тут рукой подать и до тромбоза.
Лечить по–новому
Среди передовых методов Александр Баешко, профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии БГМУ, доктор медицинских наук, называет в первую очередь радиочастотную и лазерную деструкции подкожных вен:

Отбор пациентов ведет сам врач–флеболог и сам же проводит УЗИ. Операция тоже проводится под контролем ультразвука и местной анестезией. Задача хирурга — ликвидировать обратный заброс крови там, где он начинается, где подкожная вена сливается с глубокой. Для чего вена прокалывается иглой и через нее вводится либо электрод (при радиочастотном методе), либо световод (при лазерном) до нужного места. Чтобы все прошло даже без намека на боль, хирург в жировую клетчатку, окружающую вену, делает укол лидокаина, тем самым еще и защищая близлежащие ткани от воздействия температур. Кстати, основной этап операции — «заваривание» просвета — выполняет уникальный помощник врача — робот. Хирург только нажимает кнопку «Старт» и следит на экране монитора за ходом процесса. 5 — 10 минут — и большинство пациентов могут уже вздохнуть спокойно. Другой вопрос, если на бедре и голени прежде были видны варикозные узлы либо крупные расширенные вены: хирург их удалит с помощью специального крючка через точечные, 2 — 3–миллиметровые проколы кожи. Это называется «мини–флебэктомия». Как бы то ни было, при любом сценарии операция заканчивается надеванием на ногу компрессионного чулка.
Александра Александровича часто спрашивают: «А к чему дальше нужно быть готовым?» Фактически в жизни ничего не меняется. Даже в болеутоляющих средствах обычно нет нужды. Занятия спортом разрешены уже через неделю. А компрессионное белье придется носить 7 — 14 дней, снимая на ночь.
Кроме того, есть такой вариант, как склеротерапия — лечение при помощи инъекции. Ему уже более 300 лет, но в современном виде используется не химическая жидкость, а пена — смесь жидкого раствора многоатомного спирта с воздухом в соотношении 1 к 4. Причем опять–таки под ультразвуковым контролем. С одной стороны, пена полностью вытесняет кровь из сосуда, что не удавалось раньше, а с другой — этот способ в 10 раз эффективнее: пузырьки, прикрепляясь к стенке вены, вызывают в ней необратимые изменения. На все про все — около 20 минут. Ограничений потом тоже особых нет.
А если не лечиться?
Андрей Попченко, доцент кафедры военно–полевой хирургии БГМУ, кандидат медицинских наук, уверен:

Разрыв истонченного варикозного узла — тоже немалая угроза. Тогда кровотечение, развивающееся во сне ночью, может стоить и жизни. Если, не ровен час, это случилось — не паникуйте. Наложите давящую повязку или просто прижмите кровоточащее место, приподняв ногу, — и вызывайте «скорую».
Наконец, если не обращать внимания на варикозные вены, то со временем изменится цвет кожи ноги. Она станет сине–багровой из–за застоя крови. Потом из–за малейшей травмы, даже царапины, в области лодыжки появится трофическая язва со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. От нее страдают годами. Под влиянием медикаментов язва то заживает, то снова спустя месяц–два открывается. Зачем же подвергать себя таким испытаниям? Если можно легко и безболезненно навсегда закрыть вену — виновницу потенциальной беды?

КАКИЕ ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ?
Хотя варикоз может долго протекать скрытно, вестники, безусловно, имеются — боль, тяжесть и усталость в ногах, судороги в икрах, отечность голеней, чувство распирания и зуда в области лодыжек и стоп. Симптомы нарастают с наступлением весны и к вечеру, но зачастую исчезают после отдыха, к утру. Классические же, видимые признаки — это:
• капиллярные «звездочки» и «паучки», узлы, боли по ходу расширенных вен;
• в далеко зашедшей стадии добавляются пигментация и покраснение, дерматит, экзема;
• финал — трофическая язва.
Вот почему не игнорируйте любую, даже самую незначительную припухлость в области стопы либо маленькое расширение вен. Необходимо сделать их УЗИ. А возможно, врач направит и на более точные исследования — магнитно–резонансную либо рентгеновскую томографию.
gabasova@sb.by