По вашим просьбам…

Предложения предпринимателей по налогам будут учтены

В налоговом законодательстве Беларуси в 2012 году будут учтены многие предложения предпринимателей

В фискальных органах констатируют: только за последние два года в стране было отменено шесть налогов, предпринято немало мер, направленных на совершенствование механизма администрирования основных налоговых платежей, а также порядка осуществления контрольной деятельности и применения штрафных санкций. Тем не менее это не означает, что процесс либерализации налогового законодательства завершен. Но для того, чтобы определить «болевые точки» этой сферы, налоговикам все чаще приходится общаться с бизнесом.

От частного — к общему

Как рассказывает замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая, предложения от предпринимателей продолжают поступать, и бизнес в части предоставления советов налоговикам очень даже активен. «Подобные предложения затрагивают как концептуальные изменения системы налогообложения, так и частные случаи исчисления и уплаты налогов», — поясняет замминистра.

Впрочем, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова уверена: концептуальных изменений, предполагающих корректировку перечня налоговых платежей и ставок налогов, требуется все меньше. «Сам по себе перечень налогов в изменении не нуждается — он в Беларуси окончательно сложился и соответствует подходам к налогообложению, принятым в мировой практике, — говорит специалист. — А вот с точки зрения регулирования размера ставок далеко не все действия правительства понятны предпринимателям. Например, не ясно, почему в вопросе снижения налоговых ставок приоритет отдан налогу на прибыль перед налогом на добавленную стоимость». Вместе с тем предприниматели не могли не заметить: в администрировании уплаты налогов в последнее время произошли существенные изменения. Татьяна Быкова подчеркивает: эти перемены ощутили все и вряд ли сегодня найдется кто-либо, кто бы сказал, что они не заметны.

И все же остается еще целый ряд нерешенных вопросов. Так, предпринимателям по-прежнему приходится сталкиваться с отдельными ограничениями по включению расходов в затраты. Нормы расходов при командировании работников, разрешенных к включению в затраты, невелики и часто не покрывают реальных затрат командированных работников. В отношении сверхнормативных расходов применяется подоходный налог с физических лиц. Целесообразно было бы, по мнению представителей деловой среды, целиком включать их в затраты предприятия, если командированный работник имеет документальное подтверждение осуществления расходов, пусть и большее, чем это предусматривается предельными нормами возмещения расходов по найму жилого помещения, утвержденными Минфином. Аналогичная ситуа­ция складывается с расходами на автомобильное топливо. В организациях с большим парком автомобилей списание топлива по нормам вызывает серьезные проблемы у бухгалтеров. Решение этой проблемы назрело и по той причине, что подавляющее число автомобилей сегодня оборудовано бортовыми компьютерными системами и системами мониторинга, способными проконтролировать соблюдение водителем маршрута и установленных нанимателем норм расхода топлива.

Просят предприниматели и несколько пересмотреть порядок исчисления и уплаты подоходного налога. Татьяна Быкова приводит пример: «При получении беспроцентной ссуды работником предприятие обязано исчислить и удержать подоходный налог. Налог в дальнейшем возвращается, но лишняя работа вызывает неудобство. Кроме того, такие ссуды, как правило, берутся на конкретные цели, например на обучение ребенка, в отношении которых распространяются различные налоговые льготы. В результате возникает существенная путаница, бухгалтеры тратят уйму рабочего времени, а величина изъятия была и остается несущественной. Такие пусть мелкие, но трудоемкие вопросы, считает Татьяна Быкова, создают фон, на котором происходит совершенствование «более важных» вопросов налогового администрирования.

На чьи плечи ляжет нагрузка?

В ходе недавнего совещания в МНС представители общественных объединений предпринимателей в очередной раз высказали мнение о том, что необходимы изменения структуры платежей в Фонд социальной защиты. По мнению представителей бизнеса, необходимо разделить между работниками и нанимателями нагрузку платежей на нужды пенсионного страхования, которую сегодня последние несут на себе практически целиком. Стоит сказать, что почти из 63 % общей налоговой нагрузки на прибыль организаций 38,4 % (или более 50 % от общего показателя) относится именно к отчислениям в ФСЗН. Такое разделение имеет место, например, в России. Но в соседней стране в отличие от Беларуси созданы накопительные фонды, от поступлений в которые зависят размеры пенсионного обеспечения граждан в будущем. У нас пока рано говорить о том, что размер пенсионного обеспечения может изменяться прямо пропорционально увеличению (уменьшению) размера отчислений работающих граждан. Как объяснил начальник главного экономического управления Аппарата Совета Министров Дмитрий Липский, решение проблемы предусматривается в Директиве № 4. В соответствии с планом мероприятий по ее реализации в первом квартале 2012 года будет подготовлена новая концепция совершенствования пенсионной системы. В числе прочих будут решаться вопросы перераспределения страховой нагрузки и введения накопительного и условно-накопительного элемента. В ноябре нынешнего года Минтруда и соцзащиты должно завершить работу над предварительной редакцией концепции пенсионной системы, в которой, как ожидается, все перечисленные вопросы будут отражены. Пока же можно с уверенностью говорить лишь о том, что вопрос имеет немало противоречий.

С миру по предложению…

Беспокоит белорусский бизнес и совершенствование таких налогов, как налоги на землю и недвижимость. Как рассказывает заместитель гендиректора Республиканской ассоциации предприятий промышленности (БелАПП) Светлана Семенюк, налоговикам следует рассмотреть возможность отмены практики применения повышающих коэффициентов. Ведь они продолжают применяться даже несмотря на то, что исчисление налога на землю осуществляется уже с учетом кадастровой стоимости земель. По мнению предпринимателей, более рационально было бы применять повышающие коэффициенты к налогам в случаях неэффективного использования земель и имущества.

Анатолий Гольдберг, финансовый директор ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», высказывает пожелание чтобы налоговые органы более оперативно ставили предпринимателей в известность о происходящих изменениях в налоговом законодательстве, а если возможно, то и предоставляли предварительную информацию о завершении подготовки проектов нормативных актов с тем, чтобы бизнес мог учитывать все предстоящие изменения в своей работе, своевременно на них реагировать. Кроме того, нуждается в оперативном вмешательстве порядок применения упрощенной системы налогообложения — необходимо скорректировать размер валовой выручки, используемый в качестве критерия применения УСН с учетом уровня инфляции. Увеличение предельного размера выручки при применении УСН до Br 12 млрд., еще недавно считавшееся весьма значительным, сегодня растворилось в рублевой массе, увеличение которой вызвано ростом инфляции.

Поступают в МНС предложения и от других ведомств. В частности, в Мин­проме предлагают устранить имеющие­ся противоречия в исчислении инновационного фонда, при этом встречные предложения о полной его отмене, звучащие время от времени со стороны предпринимателей, там не поддерживают. «Отменять инновационный фонд нельзя: в рамках сокращения мер государственной поддержки предприятий реального сектора экономики он остается практически единственным источником органов госуправления, который позволяет аккумулировать средства и направлять их на техническое перевооружение предприятий, реализацию их инвестиционных программ, проведение представительских мероприятий», — говорит начальник Управления финансов Минпрома Галина Ибрагимова. Специалист замечает: учитывая предстоя­щие в следующем году мероприятия по формированию 13 холдингов и освобождение от уплаты отчислений в инновационный фонд предприятий с долей собственности государства в их имуществе меньше 50 %, ожидается сокращение объема средств в инновационном фонде в три раза.

Звучат и другие предложения. Например, о запрете на предоставление индивидуальных налоговых льгот — ведь для всех субъектов хозяйствования должны быть равные условия конкурирования. Также представители предпринимательских объединений предлагают перенять у наших партнеров по Таможенному союзу — Российской Федерации и Республики Казахстан — практику ареста расчетных счетов предприятий. Речь идет о том, что даже после уплаты необходимых платежей разблокировать счета белорусским предприятиям в соответствии с действующим законодательством достаточно сложно. В практике этих стран есть и другие «лакомые кусочки» для отечественных предпринимателей. Например, возможность отсрочки по уплате налогов. В законодательствах наших партнеров по Таможенному союзу заложены нормы, в соответствии с которыми субъект хозяйствования может договориться с налоговыми органами, условно говоря, об отсроченном платеже в ситуации, когда предприятие, готовое выполнить свои обязательства в полном объеме, не обладает в текущий момент необходимыми для уплаты налогов средствами, но они поступят на счет предприятия в ближайшее время.

Советы попадут в планы

По словам начальника Главного управления методологии налогообложения организаций МНС Лидии Цыбиной, часть предложений, поступающих от предпринимателей, уже реализована в проекте изменений в Налоговый кодекс на 2012 год. «Отдельные предложения могут быть реализованы в ближайшее время, но их необходимо рассматривать комплексно, с учетом интересов не только предпринимателей, но и государства», — говорит специалист.

Все предложения, которые прозвучали в ходе недавнего совещания в МНС, будут тщательно проанализированы в ведомстве. Об этом решении налоговой службы сообщила Элла Селицкая. При необходимости к их обсуждению будут подключены специалисты Минфина и Минэкономики. Для того чтобы налогоплательщики были осведомлены о том, на какой стадии рассмотрения находятся предложения о совершенствовании налогового администрирования, в МНС будет налажена «обратная» связь — план мероприятий, охватывающий все инициативы предпринимателей, будет вывешен на официальном сайте министерства, в нем в режиме реального времени будут отражаться все этапы рассмотрения вопросов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter