По утрам, надев трусы, не забудьте про часы

Завтра, в воскресенье, в 2 часа ночи стрелки часов по всей республике будут переведены на час вперед, и страна начнет жить по "летнему" времени.
Завтра, в воскресенье, в 2 часа ночи стрелки часов по всей республике будут переведены на час вперед, и страна начнет жить по "летнему" времени. Перевод стрелок именно в это время выбран как раз потому, что в эту пору отправляется меньше, чем в другое время суток, поездов и самолетов, что оставляет меньше шансов забывчивым пассажирам опоздать на посадку. Впрочем, как сообщили корреспонденту "СБ" в справочной службе Белорусской железной дороги, ежегодно в эту ночь с субботы на воскресенье находится 10 - 15 пассажиров, которые все-таки опаздывают на свой поезд, забыв перевести стрелки. Особенно это касается поездов, уходящих между 2 и 3 часами ночи. В ночь перевода стрелок изменений в график прибытия составов на конечную станцию не вносится, поэтому поездам, как правило, приходится этот час нагонять в пути. Чаще всего этого сделать не получается, поэтому поезда в ночь с субботы на воскресенье могут прибыть с опозданием минут в 15 - 20.

Гораздо благополучнее переносит перевод стрелок авиация. Ночью самолеты за редкими исключениями из аэропортов не вылетают. Директор унитарного предприятия "Центр координации и обеспечения полетов" Анатолий Кащенко сообщил корреспонденту "СБ", что на его памяти было несколько случаев, когда, забыв перевести стрелки, к вылету опаздывал бортпроводник или пилот. Однако эти случаи происходили в то далекое время, когда Минск был одним из крупнейших авиаузлов Советского Союза, и интенсивность прилетов-вылетов была несоизмеримо выше нынешней. На случай непредвиденных обстоятельств или такого рода опозданий членов команды в аэропортах постоянно дежурят резервные экипажи. Чтобы избежать путаницы со временем, все перелеты в нашей республике проходят в соответствии с общеевропейским единообразным координированным временем, а расписания для пассажиров уже составляются по времени местному. Самые долгие по времени рейсы из Минска - это рейсы в Тель-Авив и Шеннон (по 3 часа 55 минут), Ларнаку (3 часа 30 минут) и Лондон (3 часа 15 минут).

В нашей семье от поколения к поколению передаются старинные часы, сработанные швейцарскими мастерами. Увы, они остановились более 100 лет назад. Не знаю, пытался ли их починить мой дед, но нам это не удалось - и дело даже не в сложности ремонта, просто за их починку заломили такую сумму, что мы только руками развели. Поэтому часы хранятся в шкатулке уже не в качестве прибора для измерения времени, а как реликвия, которую изредка извлекают на свет Божий, дабы продемонстрировать гостям. И все-таки у меня есть маленькая надежда, что когда-нибудь, разбогатев, я смогу их отремонтировать. И тогда на вопрос: "Который час?" - я небрежно достану из кармана золотой хронометр, отщелкну крышечку и, слегка полюбовавшись на матовую поверхность циферблата и изящные стрелки, отвечу: "На моих двадцать минут девятого". И сегодня, несмотря на обилие всевозможных наручных часов, карманные все равно считаются очень престижными и стильными.

А появились первые карманные часы очень давно. Именно в этот день - 4 октября 1675 года - голландский физик Христиан Гюйгенс получил патент на свое изобретение - карманные часы. Он же за 18 лет до этого догадался снабдить напольные часы маятником, регулирующим их ход. Запись, которую оставил Гюйгенс в своем дневнике, гласила: "На этих днях я нашел новую конструкцию часов, при помощи которой время измеряется так точно, что появляется немалая надежда на возможность измерения при ее помощи долготы, даже если придется везти их по морю". Но изобретению маятника, не говоря уже о карманных часах, предшествовала долгая история. Ибо часы относятся к древнейшим изобретениям человечества. Говорят, что счастливые часов не наблюдают. Вероятно, человек никогда не был настолько счастлив, чтобы игнорировать ход времени.

Первыми устройствами для отсчета времени были солнечные часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную, как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по ее положению люди определяли время дня. Но в пасмурный день и ночью солнечные часы не работали. Потом появились водяные часы. Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался. Такие часы показывали время и днем, и ночью. Некоторые водяные часы поражают своими размерами. Например, часы башни Ветров, датируемой I веком до нашей эры и сохранившейся до нашего времени, имели высоту нынешнего пятиэтажного дома. Гораздо проще были песочные часы (струйка песка из верхнего сосуда перетекала в нижний за определенное количество времени). Кроме того, они были гораздо точнее водяных. Единственным, но существенным недостатком песочных часов было то, что измерять ими можно лишь небольшие отрезки времени.

Самыми же популярными были масляные и огненные часы. На масляных количество времени определялось по уменьшению количества масла в лампе за определенный отрезок суток. Огненными часами служили свечи, размеченные на 24 части. В Альпах размеченная свеча служила еще и будильником: в определенном месте в такую свечу втыкалась булавка с привязанным к ней тяжелым предметом. Когда огонь добирался до булавки, предмет падал на пол и своим грохотом будил людей.

Первое упоминание о механических часах ученые нашли в древних византийских рукописях. Оно относится к 578 году. Впрочем, некоторые историки утверждают, что механические часы появились позже и изобрел их монах Герберт, впоследствии известный под именем папы Сильвестра II. Им якобы в 996 году были изготовлены башенные часы для города Магдебурга. Как бы то ни было на самом деле, но к созданию часовых механизмов приложили руки и Леонардо да Винчи, и Галилео Галилей, и Пьер Огюстен Бомарше, и Иван Кулибин...

Немецкий историк Шпенглер, отмечая, что механические часы были изобретены в эпоху начала романского стиля и движения, приведшего к крестовым походам, пишет: "...днем и ночью с бесчисленных башен Западной Европы звучащий бой, этот жуткий символ уходящего времени, есть, пожалуй, самое мощное выражение того, на что вообще способно историческое мироощущение. Ничего подобного мы не найдем в равнодушных ко времени античных странах и городах..." Первые механические часы были башенными и представляли собой громоздкие конструкции из металлических колес, приводимых в движение с помощью тяжелых гирь, подвешенных внутри башен. Например, в первых башенных часах России, установленных в 1404 году в Кремле монахом Лазарем Сербиным, каждая из гирь весила более 110 килограммов, а для боя служили 35 колоколов.

Домашние часы отличались от башенных лишь размером, при этом они очень неточно показывали время. И лишь изобретенный Гюйгенсом маятник позволил свести погрешность хода до трех минут в неделю. Маятник проходил между зубьями вилки, и при каждом качании вилка заставляла поворачивать то вправо, то влево стержень с двумя пластинками. Эти пластинки были расположены так, что поочередно упирались то в один, то в другой зубец храповидного колеса. Последующее усовершенствование маятника дало толчок к развитию часов напольных.

Первые карманные часы, которые по внешнему виду и размерам почти ничем не отличаются от современных, удалось создать лишь в XVIII веке. Причем обязательным приложением к тем часам была масленка для их смазки (анкерный механизм, не требующий смазки, изобрел швейцарец Абрахам-Луи Бреге). В XIX веке очень большой популярностью пользовались карманные часы с музыкальным боем, изготовлявшиеся женевскими часовщиками. Их механизмы имели плоский металлический диск с двусторонними штифтами и лучеобразно расположенными стальными язычками. Вплоть до начала XX века механические часы были достаточно дорогой вещью, а знаменитые часовые марки стоили целое состояние. Наличие часов той или иной модели безошибочно указывало на статус их хозяина. Часы были капиталовложением, они передавались по наследству. Кстати, на недавнем международном часовом аукционе "Antiquorum" глава часовой группы "Swatch Group" Николас Хайек приобрел карманные часы "Breguet" для музея концерна за 1 миллион 200 тыс. швейцарских франков. Эти часы, созданные между 1787 и 1792 годами, содержат вечный календарь, имеют автоматический завод, показывают фазы (возраст) Луны и запас хода.

Ну а кто создал первые в мире наручные часы, не известно до сих пор. Эту честь оспаривают две знаменитые швейцарские фирмы: "Patek Philippe" и "Дом Бреге". "Patek Philippe" утверждает, что первые наручные часы были изготовлены ими для венгерской графини Коцевич в 1868 г. "Дом Бреге" уверяет, что существуют документы, которые могут служить доказательством того, что именно Бреге стал автором столь необычного на то время творения. Потомок знаменитого часовщика обнаружил среди старых документов заказ от 8 июня 1810 г. на "часы с боем на браслете ценой 5000 франков" для сестры Наполеона - королевы Неаполя Каролины Мюрат. Часы были плоскими, на браслете, сплетенном из золотых нитей и человеческого волоса. Их изготовление растянулось на два с половиной года и было завершено 21 декабря 1812 года. Изделию присвоили индивидуальный номер 2639.

В широкую продажу наручные часы поступили в 80-х годах XIX века. Вначале это были исключительно женские модели, потому что в то время ни один уважающий себя мужчина не надел бы часы на руку. Его часы были пристегнуты к цепочке, которая выглядывала из кармана жилетки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter