По течению

Об открытии мини-ГЭС и судоходства

Вряд ли водный транспорт заменит железнодорожный. И скорости не те, и направления - реки не устремляются по прямой в отличие от железнодорожных линий. Но с 1 января 2013 года по условиям Таможенного союза поднимутся тарифы на железнодорожные перевозки. Значит, может повыситься интерес к водному транспорту. Сейчас водные пути Беларуси - это полторы тысячи километров, 7 рек и 10 портов. Но вода - это не только путепровод, это еще электроэнергия, что актуально при росте цен на энергоносители. Как же заставить воду работать до последней капли?


Одну из возможностей на днях продемонстрировали на Брестчине. В Жабинковском районе на гидроузле "Залузье" заработала мини-ГЭС. "Залузье" стала третьей в водной системе Днепровско-Бугского канала (две первые - "Дубой" в Пинском районе и "Кобрин"). Скоро появится ГЭС недалеко от Бреста - на гидроузле "Новосады". Затем в Столинском районе - на гидроузле "Стахово"...


Сейчас строительство таких электростанций идет полным ходом, и планов - громадье. Все мини-ГЭС привязаны к существующим гидроузлам. Это снижает затраты на строительство: есть линии электропередачи, подъездные сооружения, обслуживающий персонал. В итоге - сравнительно быстрая окупаемость проекта.


"Залузье" построили за год. Австрийская турбина, стройматериалы наши. Расчетная мощность электростанции - 170 киловатт в час. Запустили, а она выдала все 190! Не исключено, что проект окупится раньше, чем рассчитывали. Мне удалось побывать на открытии мини-ГЭС. Посторонним сюда нельзя. Но уж очень любопытствовали россияне. Нет, не российские энергетики, а туристы, отдыхающие в санаториях "Буг" и "Надзея" на берегу реки Мухавец. Обильную "морскую" пену и пороги на вроде бы спокойной реке можно было наблюдать здесь. Теперь санатории, а также близлежащие хозяйства будут потреблять электроэнергию, которая вырабатывается с помощью непривычно бурлящего Мухавца.


Но вернемся к водному транспорту, перспективы развития которого тоже неплохие. Грузоперевозки сегодня прибыльны. Планируется построить порт в Мозыре. Отсюда суда пойдут в Черное море. Появится новая возможность транспортировать грузы - нефтепродукты, калийные удобрения...


Захотелось и мне прокатиться по реке. Но, увы, пока дефицит предложений. В стране чуть более десятка теплоходов, и увеличивать количество судов пока нет смысла. За полгода белорусские суда взяли на борт 95 тысяч человек. Всего. Но перспектива есть, и она - в строительстве круизных теплоходов с каютами для туристических поездок. По маршруту Мозырь - Туров уже запущено судно на подводных крыльях. К следующей навигации "на крыло" хотят поставить еще одно.


Министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо порадовал новостью, что когда-нибудь можно будет отправиться по воде не только в соседний город, но и в Польшу: в работе межгосударственный проект соглашения об открытии судоходства. Ведь Днепровско-Бугский канал - часть магистрального Днепровско-Вислянского водного пути.


А так как все большие дела начинаются с малого, вношу предложение: определиться... с названием водной артерии - Днепровско-Бугского канала. Это его официальное наименование с XVIII века. Республиканское предприятие "Днепро-Бугский водный путь" - официальное название организации, которая ведает каналом. И, видимо, для созвучия с названием предприятия рядом с гидроузлом "Кобрин" стоит указатель по-белорусски "Дняпро-Бугскi канал". Подобная путаница как-то не к месту при возрастающем интересе к водным объектам. Или при больших планах это мелочь, на которую не стоит обращать внимания? Я так не считаю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter