По течению реки и истории

На  высоком  берегу  Птичи  нашла  последний  приют  фрейлина  австрийской  императрицы

На  высоком  берегу  Птичи  нашла  последний  приют  фрейлина  австрийской  императрицы

Говорят, у каждой реки свой неповторимый характер. Тот, кому часто приходилось встречать рассвет и провожать уходящий день на ее берегу, поймут, о чем речь. Как и человек, река — индивидуальность. Неоднократно воспеты поэтами и рыболовами батька-Неман и старушка- Припять, с именем Наполеона у многих ассоциируется Березина, в Западной Двине умывались полоцкие князья, а Днепр «чуден при тихой погоде». Речушки поменьше, младшие сестры-притоки, также не лишены своей особенной ауры. Мне часто приходилось бывать на одной из них — Птичи, быстрое течение и темные воды которой напоминают вечность. С этой рекой связаны многие судьбы и события, память о которых хранится где-то в речных тайниках. 

Свое начало Птичь берет недалеко от самой высокой точки Беларуси — горы Дзержинской на высоте 295 метров у деревушки Нарейки Дзержинского района. Исток ее питается родниковой водой и больше напоминает холодный быстрый ручей. До того, как река разольется во всю свою ширь, ей предстоит проделать путь более чем в 400 километров по трем областям республики. 

Уже в самом начале Птичи путь преграждают две плотины. Одна из них в 1968 году в 35 километрах от истока создала Волчковичское водохранилище. Среди жителей столицы оно известно просто как Птичь, а примечательно водно-спортивным комплексом, где проводятся соревнования даже международного уровня. Как раз напротив спортивных трибун на высоте песчаного обрыва  находится кладбище. Мало кто знает, что здесь похоронена Юзефина Каролина Чапская — фрейлина австрийской императрицы, невестка Эмерика фон Гуттен-Чапского, вице-губернатора Петербурга и директора Лесного департамента Российской империи. Вот так и спит вечным сном графиня под скандирование болельщиков и плеск попавшейся на крючок добычи многочисленных здесь рыболовов. 

С реками неразрывно связана история белорусских усадеб. В старину паны предпочитали располагать свои поместья вблизи воды. В верхнем течении Птичи до сих пор сохранились упоминания о двух усадебно-парковых ансамблях. В Прилуках большой графский дом стоял при старом Екатерининском тракте, окаймлявшем его полукругом и спускавшемся к реке. Усадьба формировалась в духе уходящего романтизма, проявлению которого благоприятствовали легенды о былом «заколдованном замке», оставшиеся от него руины и якобы захороненная живьем девушка-служанка. В 1871 году Прилуки приобрело семейство Чапских. В усадьбе поселился молодой граф Георгий, возглавлявший общества сельского хозяйства Минской губернии и Красного Креста. Мария Чапская, дочь Георгия, в своих воспоминаниях писала, что на другом берегу реки, на Лысой горе, стояла старинная униатская церковь, к которой от подножия дворца вел подвесной мост. Когда-то на месте храма было языческое святилище. По преданию, место древних могил весной покрывалось цветущей сон-травой. 

Появление на Птичи еще одной усадьбы связано с семейством Янишевских — герба «Тупая подкова». В имении Цитва (сейчас Пуховичский район) ими был выстроен просторный деревянный усадебный дом. Из старых аллей, в границах которых располагался парк, сохранилась одна — 17 больших лип в возрасте более 150 лет выведут вас на шоссе, а затем и к реке. От усадебного комплекса осталась официна, в которой по сей день живут люди. В сельском Совете записано, что дому 198 лет, но местные жители говорят, что на самом деле гораздо больше. 

Километров 20 выше по течению от Цитвы располагается еще один музей под открытым небом — небезызвестные «Дудутки». Здесь находится ветряная мельница, действуют гончарная мастерская, хлебопекарня. «Дудутки» — единственный в Беларуси музей материальной культуры с действующими народными промыслами. 

Из интересных особенностей этого участка Птичи можно отметить то, что недалеко от реки и города Марьина Горка ученые определили географический центр Беларуси. Находится он на одном из маленьких притоков речки Титовки, которая соединяет Птичь со Свислочью. Таким образом рыба из одной реки попадает в другую. Местные жители рассказывают, что каждой весной в Титовку заходят целые «полчища» плотвы и тогда у удильщиков наступает рыболовный праздник. 

Однако им далеко до рыбаков, например, Глуска. Этот городской поселок с богатой историей, где в XVI—XVIII веках был свой «червленый» замок, также расположен на Птичи. Местные удильщики охотно вам расскажут, как лет 20 назад в реке был выловлен сом весом 42 килограмма. Причем поймал его парнишка. Ширина Птичи в этих местах достигает 45 метров, а глубины некоторых ям доходят до 6 метров. Вот в них и прячутся сомы-исполины. 

Нижнее течение Птичи проходит по Гомельской области. Вблизи ее берегов можно встретить древние городища. В одном из них — в виде круглой насыпи — школьные краеведы нашли кусочки бивней мамонта. Долгое время они хранились в средней школе деревни Волосовичи Октябрьского района. 

Ближе к устью русло Птичи расширяется до 70 метров, а берега становятся все более непроходимыми. Из Припяти сюда заходит сазан, больше становится судака и сома. Здесь настоящий рай для рыболовов, предпочитающих дикую, нетронутую природу посиделкам в городских прудах. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter