По стройке смирно

C 1 июля на стройплощадках столицы начинают работу 9 мобильных групп

C 1 июля на стройплощадках столицы начинают работу 9 мобильных групп

Сезон строительных лесов, кранов, люлек и бытовых городков в самом разгаре. Подрядчики дерутся за объекты, объемы, сроки — пока стоит погода, нужно выгнать как можно больше этажей, поставить каркасы домов, чтобы за дело могли браться отделочники. Представьте, в одном только Минске сегодня 1623 стройплощадки. В целом по стране в строительстве занято более 600 000 человек. Как в условиях летнего аврала уследить за такой армией? Как уберечь людей от травм и гибели, ведь стройка не театр? Закон писан для всех, но вот с соблюдением, как всегда, трудновато… В этом году с производства и стройплощадок страны не вернулись домой уже 86 рабочих. И, судя по обстановке, этому мартирологу едва ли грозят пробелы.

После вступления в силу Указа № 510 Президента о проверке своего объекта прораб может узнать за полгода. Причем легально. Кликнул сайт КГК – нашел график проверок, поставил галочку в блокноте. И хотел бы забыть – не дадут. За 10 рабочих дней до визита инспектора придет официальное уведомление о том, куда и когда он прибудет. К сему – полный перечень интересующих вопросов. Все как на экзамене, только «студент» заранее знает, какой вытянет билет и что будет спрашивать экзаменатор. Куда уж проще? Но вот готовиться, как оказалось, желают не все.

Вместе с инспектором столичного управления Департамента госинспекции труда Александром Вороном едем на проверку двух объектов СУ-19 ОАО «Стройтрест № 1». Улица Скорины, 24. Здесь идет реконструкция РНПЦ неврологии и нейрохирургии с пристройкой операционного модуля. Что ж, пожалуй, начнем.

— Почему на лесах не везде есть защитное ограждение и сплошной настил? – оборачивается к и.о. прораба Сергею Ширяеву инспектор. Ответа нет, и после записи в лист осмотра мы идем дальше.

Завидев людей в белых касках, рабочие мигом отходят от люльки. В чем дело? Подходим ближе, и все становится ясно: нет страховочного каната, предупреждающего падение с высоты. Нам говорят, что агрегат не эксплуатируется… В листе осмотра появляется еще одна запись.

Защитный деревянный козырек у входа в здание – наша третья остановка на маршруте. «Слышали, что случилось в феврале с рабочим 7-го треста? Он выходил под таким же вот козырьком, с 7-го этажа упала 20-килограммовая балка, ударилась о навес и скатилась прямо ему на голову. Через неделю он умер в больнице. А все потому, что напрочь проигнорировали требования законодательства. Разбирайте и срочно переделывайте!» — категоричен Александр Ворон. И мы заходим внутрь.

За следующие полчаса проверки в листе осмотра появляются еще три записи: огневые работы выполняются без наряда-допуска. Несколько рабочих подрядных организаций трудятся без касок и специальной обуви. Сквозные проемы в бетонном полу не огорожены и не накрыты. Позже выяснится, что на объекте используются устаревшие инструкции по охране труда. Но это штрих. В целом картина ясна.

— Стройплощадка – зона перманентного риска. И мелочей здесь нет. Каждое из сделанных замечаний – случай из практики, который уже стоил кому-то жизни, — говорит Александр Ворон, пока мы едем на второй объект СУ-19. – Если сказано, что на стройке все работают в касках, то касается это каждого, даже машиниста башенного крана.

Проспект Независимости, 99. Здесь реконструируют корпус механизации БГАТУ. К нашему визиту готовы заметно лучше, но…

— Пролеты вдоль лестничных маршей недостаточно хорошо ограждены: человек здесь может легко оступиться и упасть вниз. Деревянное ограждение на третьем этаже явно не соответствует по прочности нормативу. Вы уверены, что оно выдержит положенную нагрузку? Вот и я нет, а высота – 12 метров, установите их в соответствии с проектом, — обращается к прорабу инспектор. – Сети временного электроснабжения у вас почему-то лежат на полу. А провода сварочного аппарата мало того, что в скрутку, так еще в воде. Не надо объяснений – реагируйте, принимайте меры!

На одном из этажей бригада устанавливает радиаторы. Все, как один, в кепках. Почему? Коллективное пожимание плечами, глаза – в пол. «Немедленно надеть каски, или все будут отстранены от работы!» Каски находятся быстро. На выходе из здания разгружается МАЗ. Возле него – рабочий без каски, в сланцах на босу ногу… Прочитав короткую фразу в глазах прораба, он исчезает в бытовке.

— Это строительное управление в соответствии с координационным планом проверок отнесено к высокой группе риска. В марте прошлого года их кровельщик упал с высоты и разбился. Виной всему — алкоголь, — рассказывает Александр Ворон. – Акт сегодняшней проверки мы вышлем организации и дадим время на устранение. После приедем с контрольной ревизией и убедимся, что каски, люльки, леса и козырьки — на своем законном месте. И в надлежащем виде.

…Любимая фраза начальника Минского городского управления Департамента госинспекции труда Сергея Ткачева давно стала крылатой. Ее знает каждый инспектор: «Утром человек должен уйти на работу и вернуться домой с хорошим настроением. Если к вечеру его принесли домой ногами вперед, то это преступление». Таких преступлений в городе с начала года произошло уже 14. Еще 84 человека получили тяжелые травмы: переломы позвоночника, закрытые ЧМТ, смещения и т.д. Вернутся ли они на прежнее место работы — большой вопрос…

— Половина всех случаев с летальным исходом на строительных объектах — это падение с высоты при отсутствии ограждений и средств индивидуальной защиты. Обидно, что каждое второе подобное ЧП происходит за пределами столицы, куда мы не имеем права выезжать на проверки. Получается, фирма зарегистрирована в Минске, работы ведет в Минском районе. А очередной «минус» вписывает себе город, — сетует Сергей Ткачев. – Несколько лет подряд до вступления в силу Указа № 510 инспекция практиковала месячники безопасности на стройплощадках. В управлении не оставалось никого, включая начальника: все разъезжались по объектам. Результат был налицо: ни одного инцидента. В новых условиях ставка сделана на упреждение беды. В мае Мингорисполком сформировал первую мобильную группу, в которую вошли 14 специалистов всех заинтересованных ведомств. В поле зрения попали строительные организации, допустившие смертельный травматизм. Принципиальное отличие от проверок в данном случае – отсутствие штрафов и иных санкций. Задача мобильной группы не наказать, а указать на имеющиеся нарушения нанимателю, пообщаться с рабочими и прорабами, узнать обстановку. Если же рекомендации систематически игнорируются, мы информируем Мингорисполком и Минстройархитектуры. В этом году направлено уже 11 предложений по аннулированию лицензий конкретных фирм, ждем решения Минстройархитектуры.

А теперь главная новость последних недель – с 1 июля в каждом из девяти районов Минска начнет работу своя мобильная группа. Таким образом, их станет уже десять.

— Лето – настоящий час пик массового строительства по всей стране. По той же причине, увы, это и самый травмоопасный сезон в году. Минск – традиционный лидер по количеству объектов и вводимым площадям, потому и практика мобильных групп здесь прижилась одной из первых. Аналогичные бригады сейчас создаются по всей республике, их уже 57. Результаты за два месяца показательны: специалисты посетили более 90 стройплощадок, в 71 случае о необходимости реагирования проинформирована прокуратура, — рассказывает «Р» Иван Карчевский, начальник Управления охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты. – Планируется, что работа мобильных групп будет носить постоянный характер. Пока кривая гибели и травматизма на стройках страны уверенно не поползет вниз. 

-----------------------------------

Прямая речь

Анатолий САДОВНИЧИЙ, директор Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Беларуси:

— Закон об охране труда действует уже второй год, есть целый ряд положительных тенденций и даже успехов. Но цифры не дают нам права расслабляться: на конец мая в списке погибших значилось 86 человек (на 18 больше, чем в 2009-м). Анализ показывает: самое слабое звено в этой цепочке – наниматели. Шестьдесят смертей – на их совести, по их недосмотру и недоработке. Еще в 26 случаях причина трагедии – личная неосторожность самих работников. Можно много говорить о санкциях, суммах штрафов и видах ответственности должностных лиц и нанимателей. Однако решение проблемы, я в этом убежден, лежит не столько в карательной плоскости, сколько в поведенческой. Культуру безопасности нужно прививать. Приведу такой пример: в странах Западной Европы наниматели сами приглашают инспекторов на проверку. И знаете почему? Чтобы вовремя устранить ошибки и избежать случаев гибели своих работников. Причем в этом шаге присутствует лишь голый прагматизм: чем меньше смертность, тем меньше страховой коэффициент. И все! Там уже давно подсчитали, что каждый рубль, вложенный в безопасность производства, дает три рубля прибыли. У нас же наниматели только-только начинают понимать: если рабочий не надел каску, его не нужно показательно лишать всей зарплаты и увольнять. Нужно просто дать премию тем, кто ее надел.

-----------------------------------

На снимке: Александр ВОРОН ведет проверку реконструируемого корпуса механизации БГАТУ.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter