По стандарту. С гарантией

Из 42 единых нормативов социального стандарта по обслуживанию населения, которые, как заявил Президент, уже к концу года должны быть внедрены по всей Беларуси, 4 касаются здравоохранения.
Из 42 единых нормативов социального стандарта по обслуживанию населения, которые, как заявил Президент, уже к концу года должны быть внедрены по всей Беларуси, 4 касаются здравоохранения.

"А в какой степени это затронет нас, рядовых пациентов?" - была первая реакция читателей "СБ". За разъяснениями мы обратились к заместителю министра здравоохранения Беларуси Виктору Руденко. "Минздрав уже как минимум квартал работает по новым стандартам.

И разве это причинило людям неудобства?" - в свою очередь спросил Виктор Петрович.

- В принципе, социальные стандарты были введены еще в 1999 году, но реально дело сдвинулось в прошлом году, с принятием постановления Совета Министров "О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения", где были указаны виды медицинской помощи, которыми государство обязуется обеспечить население на бесплатной основе. В свою очередь, Минздрав определил, в каких же объемах должна оказываться эта помощь. Вы скажете: это все фразы. Тогда давайте на примерах. Итак, первый норматив - объем амбулаторно-поликлинической помощи в размере 11.600 посещений на 1.000 жителей в год. Грубо говоря, около 12 посещений на одного человека, причем сюда входят и обращение за справкой, за направлением на санаторно-курортное лечение, и профосмотры, и т.д. Второй - объем стационарной помощи: 3.125 койко-дней на 1.000 жителей при средней длительности лечения в 12,5 дня. Это значит, что в течение года может быть госпитализирован каждый четвертый белорус. Как, по-вашему, это много или мало?

- Достаточно много.

- Я тоже так думаю. И это при том, что бытует мнение, будто в больницу не попасть, что из нее выписывают, недолечив. Наоборот, речь идет о высоком показателе, который не имеет аналогов в мире. То же и с третьим нормативом - объемом скорой медицинской помощи: 330 вызовов на 1.000 населения позволяет каждому третьему жителю страны в течение года воспользоваться услугами "скорой".

- Значит ли это, что, когда пациент придет в поликлинику в 13-й раз, с него уже потребуют деньги?

- Конечно, нет. Все три норматива прежде всего касаются внутреннего медицинского планирования, чтобы мы, медики, могли правильно организовать свою работу. На социальной защите населения это никак не скажется. Должен заметить, что мы сознательно несколько уменьшили второй и третий нормативы по сравнению с реальными цифрами, а первый, наоборот, - увеличили. Это связано с тем, что мы хотим переключиться с дорогих и не всегда эффективных видов лечения на менее затратные. Ни для кого не секрет, что поликлиника - это сегодня непрестижно, все стремятся провести обследование в условиях больницы. Хотя в стационаре само лечение играет далеко не главную роль - около 30 процентов финансирования забирают так называемые коммунальные, "гостиничные" услуги и т.д. Гораздо экономичнее дневные стационары, когда больной лечится днем, получает все медикаменты бесплатно и продолжает жить дома. Такую форму работы, кстати, как показал социологический опрос, поддерживает 85 процентов минчан. Уже сейчас люди говорят: не важно - стационар или поликлиника, важно, чтобы помощь оказывали на достойном уровне. Или создание отделений хирургии "одного дня". Зачем человеку с травмой средней тяжести, несложным переломом ложиться в больницу? Можно ведь и от грыжи, и от варикозных осложнений избавиться "без отрыва от дома". Допустим, в Минске на базе 19-й поликлиники несколько лет с успехом работает амбулаторный центр урологии, там выполняют малые операции - те, которые раньше были прерогативой больниц.

- А четвертый норматив?

- Это новое - норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя, он равен 171 тысяче рублей. Раньше мы планировали "на койку", то есть какому региону удавалось построить больше больниц, туда и шло больше денег. Сейчас мы эту норму ломаем в корне. Финансирование будет адресным - в расчете на конкретного пациента. Поэтому у руководителей исполнительных органов власти, главных врачей уже появляется дилемма: как лучше истратить деньги - построить еще одну больницу или, что дешевле, купить современную аппаратуру и обеспечить потребности поликлиник? В связи с этим хочу успокоить сельчан: новый порядок как раз и направлен на то, чтобы поддержать медицину на местах. Да, произойдет определенная реструктуризация ФАПов, первичного, фельдшерского звена, существенно не влияющего на охрану здоровья. Зато будет сделано все, чтобы пациент как можно быстрее мог попасть на прием непосредственно к врачу.

- Будут ли доступны простому человеку высокотехнологичные виды медицинской помощи - например, аортокоронарное шунтирование?

- Согласно закону о здравоохранении, медицинская помощь у нас оказывается бесплатно. Кроме утвержденного перечня платных услуг. В нем на данный момент около 80 позиций. И то мы вносим на рассмотрение правительства новый, я бы сказал, урезанный вариант. Есть виды помощи, платные априори: скажем, зубопротезирование, косметологические операции, медико-социальная помощь по уходу и т.д. Но высокотехнологичные виды помощи в обязательном порядке входят в социальные стандарты, мы не имеем права оставлять человека один на один с его бедой. Речь идет о другом - о соучастии в лечении, в предоставлении услуг сверх уровня государственных гарантий. Человек сейчас имеет право выбрать: ложиться на операцию сразу и в одно-, двухместную палату или чуть подождать - и в 4 - 6-местную, как заложено в стандарте; лечиться по протоколу или с дополнительными, оздоравливающими процедурами, бесплатно или за деньги.

- Вы рассматриваете такой вариант, что практика войдет в противоречие с теорией? Что утвержденные стандарты окажутся заниженными?

- Сама стандартизация - процесс непрерывный. Вот смотрите, сколько у нас закуплено новейшей диагностической техники: компьютерные, магнитно-резонансные томографы и т.д. Это же совершенно новый подход, а значит, изменятся и протоколы лечения, и наши стандарты. Но из этого вовсе не следует, что мы будем исходить только из сухой буквы закона: мол, заложено стандартом столько - и точка, крутитесь, как хотите. Если станет очевидно, что в каком-то регионе тот или иной норматив недостаточен, будем думать, как ввести дополнительные гарантии. А вообще, плохо работает участковая служба, если после посещения врача через несколько часов встает вопрос о вызове скорой помощи. Плохо работает поликлиника, если человек вызывает "скорую" каждый день. Тут врачам есть повод задуматься о своей работе. В новой модели все взаимоувязано для того, чтобы найти оптимальный путь. Чтобы человек не думал о стандартах, а чувствовал свою защищенность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter