По следам Янтарного пути. Активное развитие водного туризма готовит нам множество сюрпризов

Что такое водный туризм, многие из нас знают, пожалуй, лишь по телевизионным программам и из книжек. Мало кто может похвастаться тем, что путешествовал по водным просторам Беларуси. А ведь в стране десятки судоходных рек! Президент Республики Беларусь поставил задачу: сделать все возможное, чтобы люди смогли свободно путешествовать по нашей стране. Одним из толчков к этому может стать прошедшая в прошлом году международная украинско-белорусская экспедиция «Янтарный путь». Во всяком случае, так считают ее участники и специалисты.
Что такое водный туризм, многие из нас знают, пожалуй, лишь по телевизионным программам и из книжек. Мало кто может похвастаться тем, что путешествовал по водным просторам Беларуси. А ведь в стране десятки судоходных рек! Президент Республики Беларусь поставил задачу: сделать все возможное, чтобы люди смогли свободно путешествовать по нашей стране. Одним из толчков к этому может стать прошедшая в прошлом году международная украинско-белорусская экспедиция «Янтарный путь». Во всяком случае, так считают ее участники и специалисты. Янтарным путем в древности назывался маршрут, который соединял Балтийское побережье с землями, расположенными вдоль Припяти и Днепра… Теперь же экспедиция преодолела путь по одному из трех водных коридоров, проходящих по Восточно-Европейской равнине из Черного моря в Балтийское. Стартовал экипаж в Киеве. На территории Беларуси их встречали Мозырь, Туров, Пинск. В Варшаву корабль уходил из Бреста. Финишной точкой путешествия стал польский город Гданьск. Экспедиционный корабль-ладью «Сварог» построили на судоверфи в Чернигове. Длина судна - 12,5 метра, ширина - 3,2 метра. При весе ладьи три с половиной тонны ее осадка составляла всего 50 сантиметров. Но даже на таком корабле одолеть древний маршрут было делом рискованным. Разведка доложила: в Западной Двине глубина местами лишь 30-40 сантиметров. С другой стороны, на соседней территории у ладьи были все шансы затонуть… Обошлось, правда. Но трудностей хватило. В некоторых местах корабль останавливался каждые 5-10 минут. Причиной тому - мелководье. Экипаж, можно сказать, на своих плечах переносил судно. Самый благоприятный участок - от Пинска до Бреста. Руководитель экспедиции директор Государственного департамента подводного наследия Национальной академии наук Украины Сергей Воронов искренне удивлялся, почему на Днепро-Бугском канале так слабо развито судоходство. Недоумевал и директор республиканского унитарного эксплуатационного предприятия «Днепро-Бугский Водный путь» Иван Киевец. На подотчетной ему водной территории существует 12 гидротехнических сооружений. Хоть и построены они более шестидесяти лет назад, но функ-ционируют надежно. По крайней мере, без проблем пропускают многотонные суда. Теперь по каналу переправляют лишь щебень да гранит из Микашевичей, раньше - еще и криворожскую железную руду. Но если грузовые суда здесь все-таки ходят, то пассажирские - экзотика. Иван Киевец считает, что Днепро-Бугский канал хоть сегодня готов принять туристов. Говорит, приезжие люди, особенно иностранцы, будут немало удивлены прибрежными красотами. В чем же тогда проблема? Корабля нет. Но Киевец считает, что государственная программа развития водного туризма сдвинет дело с мертвой точки. Его ведомство приступило к реконструкции водных сооружений. Примером, надеется он, станет шлюз в Пинском районе, который обновляется по всем европейским стандартам. Хотя без строительства нового шлюза на Днепро-Бугском канале все же не обойтись. Для развития водного туризма, считают участники экспедиции, необходимо объединить усилия Беларуси, Украины, Польши и Балтийского региона. Соседствующие страны должны стать партнерами в этом деле. Почему, скажем, Беларусь заинтересована в таком сотрудничестве? По водным путям с территории нашей страны можно попасть в южные и северные моря. В Черное, например, дорога лежит через Березину, Сож, Припять и Днепр. На Балтику - через Неман и Западную Двину. Конечно, Янтарный путь лишь один из множества возможных туристических маршрутов. В следующем году международная экспедиция, возвращаясь в Киев, пройдет другим путем. В Беларуси она начнет путешествие с Немана. Кстати, заглянет экипаж и на Августовский канал. Еще несколько лет назад реконструкция этой водной артерии казалась утопией. Сегодня же канал считается козырной картой в развитии водного туризма. По заданию Президента Беларуси канал должен быть восстановлен летом следующего года. На днях же прочитала сообщение: при условии своевременного финансирования проводимых работ объект будет сдан в конце 2005 года. На реконструкцию канала уже израсходовано более восьми миллиардов рублей. Похоже, важность этого дела понимают все. Ведь польская часть Августовского канала полностью действует, и главное ее направление - туристический бизнес. «Сварог», между прочим, сейчас тоже находится в Польше. Именно из Гданьска стартует следующая экспедиция. После ее завершения ладья поступит в распоряжение другой, последней для себя, команды ученых. А потом планируется использовать «Сварог» как туристическое судно. Украинские специалисты планируют возить на нем экскурсии в Чернобыль. Контрольные анализы состояния воды и воздуха, проводимые во время экспедиции, показали, что использование реки в тех местах совершенно безопасно. Чем не маршрут для совместных путешествий?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter