Коллекция Владимира Лиходедова насчитывает около 15 тысяч старинных открыток — белорусских, российских, украинских, других стран. В экспозицию вошла лишь небольшая ее часть. Самые старые из открыток датируются концом ХIХ века.
До 1904 года с обратной стороны открытки можно было писать только адрес. То, что хотели сообщить адресату, писали на лицевой стороне, прямо на изображении или вокруг него. По большей части речь в посланиях более чем вековой давности идет о вещах простых и повседневных. Открытки в конце позапрошлого века были самым дешевым способом отправить весточку: не требовалось ни конверта, ни писчей бумаги, достаточно купить марку. Правда, никакой конфиденциальности, да и информации много не втиснешь в несколько строк. Среди адресов, на которые отправлялись открытки, чаще всего были Польша и Россия. Соответственно два основных языка, на которых надписаны открытки — русский и польский.
В первые годы ХХ столетия на обратной стороне открыток стало отводиться место для текста. На смену неразборчивым мелким строкам приходит каллиграфический почерк с завитушками, на смену лаконичным сообщениям о здоровье — нежные, трогательные подписи: “Как неисчислимы звезды, так неисчислима моя к вам любовь. Папулька”.
Изображенные на открытках старые виды Минска, Гродно, Гомеля, Могилева, Бреста, Витебска иногда узнаваемы, но чаще знакомые городские пейзажи удается угадать, только когда узнаешь от экскурсовода, что, к примеру, Захарьевская улица ныне в Минске — проспект Независимости, Виленский вокзал находился на месте столичного железнодорожного, а Губернаторский сад теперь — парк Горького.
Открытки печатались с фотографий, сделанных в белорусских городах, в Европе — Германии, Австрии, Швеции. Печатались и на белорусской земле, но качество отечественной печати сильно отставало от европейской, и такие открытки до наших дней не дожили. Заказчиками выступали бакалейщики, табачные лавки, книжные магазины. Иногда черно-белые открытки раскрашивались вручную, есть на выставке и такие цветные экспонаты. Наибольшую ценность для филокартистов сегодня представляют те открытки, которые были напечатаны малыми тиражами — к примеру, с видами маленького населенного пункта, немногочисленное население которого большой тираж не раскупило бы.
В среднем, учитывая набирающий силу во всем мире бум на старинные вещи и коллекционирование, открытка начала века стоит на аукционах от 500 долларов и выше, в зависимости от ее раритетности и сохранности. Есть в экспозиции и те открытки, которые дошли до нас в единственном экземпляре. Одни из самых ценных экспонатов — сувенирные открытки времен Первой мировой войны: солдат с ранцем, который можно открыть (там гармошка и набор миниатюрных открыточек), фотограф и ласточка с сумкой в клюве.
Один из самых интересных стендов представляет открытки, которые были напечатаны в Германии по фотографиям немецких солдат Первой мировой, сделанным в белорусских населенных пунктах. Эти открытки сохранили виды совсем маленьких местечек и деревень, быт и облик белорусов начала ХХ столетия. Очень многие из представленных на выставке открыток прежде никогда не экспонировались и не публиковались.
По следам утраченного
Старинные открытки с видами белорусских городов и местечек представил на выставке в Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны один из крупнейших филокартистов Восточной Европы Владимир Лиходедов. Выставка носит название “В поисках утраченного”, и представленные в экспозиции открытки особенно ценны тем, что после двух мировых войн, прокатившихся по белорусской земле, очень многие запечатленные на них памятники архитектуры перестали существовать.