По следам утраченного

Старинные открытки с видами белорусских городов и местечек представил на выставке в Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны один из крупнейших филокартистов Восточной Европы Владимир Лиходедов. Выставка носит название “В поисках утраченного”, и представленные в экспозиции открытки особенно ценны тем, что после двух мировых войн, прокатившихся по белорусской земле, очень многие запечатленные на них памятники архитектуры перестали существовать.

Коллекция Владимира Лиходедова насчитывает около 15 тысяч старинных открыток — белорусских, российских, украинских, других стран. В экспозицию  вошла лишь небольшая ее часть. Самые старые из открыток датируются концом ХIХ века.
До 1904 года с обратной стороны открытки можно было писать только адрес. То, что хотели сообщить адресату, писали на лицевой стороне, прямо на изображении или вокруг него. По большей части речь в посланиях более чем вековой давности идет о вещах простых и повседневных. Открытки в конце позапрошлого века были самым дешевым способом отправить весточку: не требовалось ни конверта, ни писчей бумаги, достаточно купить марку. Правда, никакой конфиденциальности, да и информации много не втиснешь в несколько строк. Среди адресов, на которые отправлялись открытки, чаще всего были Польша и Россия. Соответственно два основных языка, на которых надписаны открытки — русский и польский.
В первые годы ХХ столетия на обратной стороне открыток стало отводиться место для текста. На смену неразборчивым мелким строкам приходит каллиграфический почерк с завитушками, на смену лаконичным сообщениям о здоровье — нежные, трогательные подписи: “Как неисчислимы звезды, так неисчислима моя к вам любовь. Папулька”. 
Изображенные на открытках старые виды Минска, Гродно, Гомеля, Могилева, Бреста, Витебска иногда узнаваемы, но чаще знакомые городские пейзажи удается угадать, только когда узнаешь от экскурсовода, что, к примеру, Захарьевская улица ныне в Минске —  проспект Независимости, Виленский вокзал находился на месте столичного железнодорожного, а Губернаторский сад теперь — парк Горького.
Открытки печатались с фотографий, сделанных в белорусских городах, в Европе — Германии, Австрии, Швеции. Печатались и на белорусской земле, но качество отечественной печати сильно отставало от европейской, и такие открытки до наших дней не дожили. Заказчиками выступали бакалейщики, табачные лавки, книжные магазины. Иногда черно-белые открытки раскрашивались вручную, есть на выставке и такие цветные экспонаты. Наибольшую ценность для филокартистов сегодня представляют те открытки, которые были напечатаны малыми тиражами — к примеру, с видами маленького населенного пункта, немногочисленное население которого большой тираж не раскупило бы.
В среднем, учитывая набирающий силу во всем мире бум на старинные вещи и коллекционирование, открытка начала века стоит на аукционах от 500 долларов и выше, в зависимости от ее раритетности и сохранности. Есть в экспозиции и те открытки, которые дошли до нас в единственном экземпляре. Одни из самых ценных экспонатов — сувенирные открытки времен Первой мировой войны: солдат с ранцем, который можно открыть (там гармошка и набор миниатюрных открыточек), фотограф и ласточка с сумкой в клюве.
Один из самых интересных стендов представляет открытки, которые были напечатаны в Германии по фотографиям немецких солдат Первой мировой, сделанным в белорусских населенных пунктах. Эти открытки сохранили виды совсем маленьких местечек и деревень, быт и облик белорусов начала ХХ столетия. Очень многие из представленных на выставке открыток прежде никогда не экспонировались и не публиковались.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter