Какую угрозу несет американский полосатый рак, где можно увидеть лесного кота и как в наших водоемах оказались медузы — ученые готовят новые издания Красной и Черной книг

По следам невиданных зверей

Кольцевание охраняемого вида — усатой синицы. На станции кольцевания птиц «Ясельда» в заказнике «Споровский» 
Золотистые шакалы, тарантулы, пираньи и богомолы... В последние годы в сводках новостей все чаще мелькают не свойственные нашему региону обитатели. Все они находятся под пристальным вниманием ученых, которые проводят регулярный мониторинг белорусской флоры и фауны. Результатом их совместной работы станут новые издания Красной и Черной книг. Корреспондент «Р» узнала подробности.

Незваные гости

Среди основных экологических проблем современности сокращение разнообразия видов и экологических систем занимает особое место. В Беларуси предприняты значительные усилия по сохранению биоразнообразия и защиты животных и растений, оказавшихся под угрозой из-за чужеродных видов. 

Важным шагом на пути сохранения биоразнообразия стало издание в 2016 году Черной книги. В Беларуси это первое издание подобного рода. Заведующий лабораторией гидробиологии НПЦ по биоресурсам Виталий Семенченко, принимавший непосредственное участие в ее составлении, рассказал, что такое Черная книга, зачем и кому она нужна, какие виды животных в нее вошли:

— Усиление хозяйственной деятельности человека, изменение климата… Все это привело к появлению у нас чужеродных видов, нехарактерных для нашей флоры и фауны. Многие из них наносят существенный экономический, экологический и социальный ущерб. Их называют инвазивными. Поэтому возникла необходимость создания списка наиболее опасных из них. 

Согласно результатам исследования, в Беларуси насчитывается 31 «вредный» вид животных — начиная от беспозвоночных и заканчивая млекопитающими. Одни заносятся с транспортом — железнодорожным, автомобильным, речным. Другие — с посадочным материалом, цветами, кустарниками. Третьи  завозятся с овощами и фруктами… 

Виталий Семенченко приводит массу примеров:

— Взять хотя бы американскую красноухую черепаху. Впервые ее заметили под Брестом. Говорят, проникла из Польши. Если она начнет размножаться, то сможет вытеснить нашу болотную черепаху, включенную в Красную книгу. 

Красноухая черепаха.

Ну и ну!

Нашумевшим открытием стало доказательство существования золотистого шакала на территории Беларуси. Редкий для нашего региона вид был добыт во время охоты 9 декабря 2017 года в Кобринском районе. Еще одним поводом для обсуждения учеными стало появление в Наровлянском районе лесного кота, которого не видели в Беларуси с 1930-х годов. Заснять животное удалось 22 июня 2017 года с помощью фотоловушки, которая была размещена в бывшем населенном пункте Рожава в зоне отчуждения.

Необычным гостем в Беларуси также стал тарантул. Сейчас они стали попадаться людям чаще. Как и богомолы. Находили даже пираний и панцирных щук, обитающих в реках Амазонки в Южной Америке…

— Два года назад нам сообщили, что на Гребном канале в Бресте заметили медузу, — вспоминает уникальный случай Виталий Семенченко. — Мы выехали на место и подтвердили, что в водоеме наблюдается устойчивая популяция пресноводных медуз. Их родиной является Юго-Восточная Азия, а именно — Китай. 

Медуза в Черную книгу не попала, поскольку не несет угрозы существующей экосистеме. 

Американский сомик.
Фото из архива героев материала.

 — С момента издания Черной книги количество видов, которые попали на территорию Беларуси, выросло, — продолжает собеседник. — Назрела необходимость ее переиздания. Новое издание будет принципиально отличаться от предыдущего. Если в первую книгу мы включали только те инвазивные виды, которые обитают в естественных экосистемах, то во вторую внесли также инвазивных сельскохозяйственных вредителей и виды, развивающиеся в теплицах и на зерноскладах. Например, в первой книге не было колорадского жука, в новой он есть. 

Виталий Семенченко — о новых видах, которые вошли в очередное издание Черной книги:

— Относительно недавно к нам со Средиземноморья перекочевала хлебная жужелица. Она высоковредоносная для посевов пшеницы, ржи, ячменя… Вид теплолюбивый, потому пока его распространение ограничивается Брестской областью. 

Одним словом, работа проделана важная. Судите сами. По некоторым подсчетам, совокупный ущерб от инвазивных видов на планете составляет пять процентов от мирового ВВП. Речь идет о триллионах долларов. Если говорить о Беларуси, то ущерб от одной только хлебной жужелицы в будущем может исчисляться десятками миллионов долларов. Поэтому важно уже сейчас определить опасные виды, чтобы успеть разработать методы борьбы с ними. 

Енотовидная собака.

На редкость хороши

Параллельно коллектив ученых Научно-практического центра Национальной академии наук по биоресурсам нарабатывает материал для 5-го издания Красной книги. 

С изменениями и дополнениями она переиздается раз в десять лет. В первое издание (1981 год) вошло 80 видов животных и 85 —растений. Во второе (1993 год) — уже больше: 182 вида животных, 180 — растений, 17 — грибов и 17 — лишайников. Третье издание национальной Красной книги увидело свет в 2004 году.

— Его подготовили с учетом усовершенствованных международных подходов, региональной специфики, национальных природоохранных приоритетов, — перечисляет заведующий сектором мониторинга и кадастра животного мира НПЦ Владимир Байчоров. — Кроме данных популяционной динамики, учитывались международный природоохранный статус и доля национальной популяции в глобальной или европейской оценке численности вида.

Владимир Байчоров обращает внимание:

— Настоящее, четвертое издание Красной книги базируется на тех же национальных и международных принципах, что и предыдущее. Вместе с тем список содержащихся в нем видов сильно трансформировался. В него включено 36 видов животных, а исключено 22. Для 26 животных изменилась категория природоохранной значимости. Категорий, к слову, четыре — находящийся на грани исчезновения, исчезающий, уязвимый и потенциально уязвимый. Всего в новое издание вошло 202 вида животных и 303 — растений. Большинство из них имеет международный природоохранный статус.

— В Беларуси осталось лишь одно озеро (Южный Волос на Браславщине), где на глубине 40 метров обитают реликтовые ракообразные, которые сохранились еще со времен ледника. В Центральной Европе они полностью исчезли. Зато севернее широко распространены. Они являются индикатором особой природной среды, уникальной для Беларуси. И очень важно ее сохранить!

Непрерывный процесс

Внесение в Красную книгу — это первый шаг на пути сохранения редких видов. 
фото алексея матюша
Подготовкой 4-го издания Красной книги занимался старший научный сотрудник сектора мониторинга и кадастра животного мира НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Максим Колосков. По его словам, Красная книга — это не застывший во времени документ, а динамично меняющийся перечень с учетом актуальных данных, которые аккумулируются в НПЦ по биоресурсам и у специалистов других научных и природоохранных организаций. Максим Колосков — о том, как продвигается работа по составлению нового издания Красной книги:

— Десять лет — большой срок, а природа меняется быстро, поэтому существуют и механизмы, позволяющие защитить уязвимый вид в любой момент времени. Допустим, мы заметили, что какой-либо вид нуждается в особой охране. Мы выступаем с предложением включить его в список особо охраняемых, который дополняет соответствующее постановление Совмина. То есть вовсе не обязательно издавать новую книгу, чтобы защитить уязвимый вид. Кроме охраняемых, в Красной книге есть перечень видов, не подлежащих охране, а требующих дополнительного внимания и изучения. 

Разговор заходит о редких биотопах. В стране пытаются сохранить участки уникальных мест, которые либо никогда не затрагивались хозяйственной деятельностью, либо вмешательство человека почти незаметно. Они наиболее ценны, потому что являются эталоном того, как эти участки природы должны выглядеть без вмешательства человека. Кроме этого, они являются местами концентрации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. 

— Особый интерес в этом плане для Беларуси и ЕС представляют болотные массивы — Званец, Споровские, а также Ольманские болота и Беловежская пуща, — приводит пример Максим Колосков. — Там можно встретить много редких видов, в частности, вертлявую камышовку, половина мировой популяции которой обитает в Беларуси. 

В Красную книгу животные и растения попадают по разным причинам. Например, деятельность человека не лучшим образом сказывается на природе. Мелиорация, использование удобрений, рубка лесов, распашка лугов… Ученые рассматривают ситуацию в комплексе, чтобы выяснить причину исчезновения и выработать меры по защите уязвимых видов.

— Мы проводим регулярный мониторинг окружающей среды, ведем работу по многим животным и растениям. В приоритете виды, охраняемые на территории Беларуси, — акцентирует Максим Колосков. — Важно понимать, что мы говорим о региональном списке редких видов, то есть редких для нашей страны. При этом ареал обитания вида в мире может быть обширным. Однако многие краснокнижные виды имеют высокий природоохранный потенциал для сохранения мировой популяции в целом, например, коростель, белоспинный дятел и большая выпь. 

Насколько эффективными окажутся меры по сохранению исчезающих видов, покажут время и новое издание Красной книги. 

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter