Идея «Муравейника» принадлежит учителю Виктору Скороходову
Утро начинается с… аромата опилок
На входе в школу в 08:00 нас встречает учитель технического труда Виктор Скороходов, именно он является создателем «Муравейника». Пока идем в мастерскую, расспрашиваем педагога, откуда появилась идея основать школьное лесничество:– Смотрел на парней и думал: у них столько энергии и желания работать, нужно направить этот энтузиазм в правильное русло. Обращался в различные организации, предлагал услуги нашей школьной мастерской по изготовлению простых изделий мелкими партиями. В Колодищанском лесничестве Боровлянского спецлесхоза нам пошли навстречу. И 1 декабря 2017 года мы подписали соглашение о сотрудничестве. За школьным лесничеством закрепили участок площадью около 80 гектаров, куда мы несколько раз в год выезжаем, предоставили материалы для птичьих домиков, провели несколько познавательных лекций. Уверен, что теперь ребята никогда не собьют трухлявый пень, ведь в нем может кто-то жить, не вырвут подосиновик или подберезовик с грибницей, потому что знают – без него гриб не вырастет. Школьники учатся бережному отношению к природе, а это важно для ребят, выросших в каменных джунглях.
– А почему назвали лесничество «Муравейник»? – уточняем у учителя.
– Это ученики так решили и даже эмблему нарисовали. А вообще они сами похожи на этих насекомых, также любят трудится. А вот, кстати, и они, знакомьтесь.
Виктор Васильевич приоткрыл дверь в кабинет, и мы ощутили аромат свежих смолистых опилок, будто сами оказались в лесу. За столами дожидаются учителя парни из 8 «А». В школьном лесничестве состоят не все, рассказывает Виктор Скороходов:
– В апреле мы развешали 30 синичников в Киевском сквере, осенью поставили себе новую цель: смастерить около 70 домиков для крылатых обитателей парка Победы. Изготовить такую большую по меркам школы партию силами «муравьев» непросто, поэтому подключили других ребят. На уроках трудового обучения ученики пятых и шестых классов делают заготовки, ребята постарше – собирают.
При создании синичника пословица «семь раз отмерь, один отрежь» очень актуальна
Под жужжание шлифмашинки и шуруповерта
В начале урока учитель раздает задания: одним поручает делать углубления под шуруп на сверлильном станке, другим – прибивать донышки и делать крепления, напоминая, что проволоку нужно обернуть ровно 50 раз.За первым столом Данила Валюк шуруповертом собирает синичник. Восемь винтов – и все готово. Получившийся деревянный короб мальчишка передает за соседний стол. На нем Вадим Козловский и Артем Ивашков крепят дно, а дальше Ваня Давидовский и Никита Ющенко прибивают крышу. Прежде чем это сделать, с помощью шлифовальной машинки нужно закруглить внешние углы верхней грани будущего синичника. Тему «Обращение с электроинструментом» парни будут проходить только в следующем году, поэтому пока что помогает учитель.
– Это нужно для того, чтобы во время дождя капли не затекали, – поясняет педагог и делает несколько плавных движений инструментом. – Все, теперь можно и крышу прибивать.
Ваня и Никита прикладывают верхнюю часть домика и проговаривают:
– Крыша должна выступать примерно на 15 миллиметров, кажется, все в порядке.
Ваня со знанием дела ставит гвоздь, делает несколько ударов молотком.
– У вас хорошо получается, – делаем комплимент восьмикласснику.
– Спасибо, – не тушуясь отвел подросток, – это не первый мой синичник. За эту четверть смастерил несколько десятков.
Ваня – один из активных участников школьного лесничества. В «Муравейнике» он уже два года:
– После уроков и выполнения домашних заданий у меня оставалось свободное время, решил занять его чем-то полезным. Тогда-то и записался в школьное лесничество и оказалось, что изучать природу очень интересно.
Никита внимательно выслушал мнение товарища и поделился планами:
– В «Муравейнике» много моих друзей, они всегда так интересно рассказывают о поездках в лес, о том, каких животных и птиц там видели. Уже сам планирую к ним присоединиться.
Брызги ярко-оранжевой краски
Следующий этап создания синичника – установка металлической пластины на отверстие летка, она защитит птенцов в пору выведения, объясняет Виктор Скороходов:– Представьте: прилетит дятел, начнет клювом долбить «окошко», а ничего не выйдет.
Финальный штрих – нанесение эмблемы. Эту ответственную работу поручили Артему Силичу. Мальчишка прикладывает к корпусу трафарет, делает несколько пшиков баллоном с ярко-оранжевой краской, и вуаля – на фасаде появился номер школы.
С коридора доносится звонок, урок окончен. Восьмиклассники аккуратно составляют у стены готовые синичники. Проверяя качество каждого из них, учитель обращает внимание, что его подопечные строят жилища не только для синиц:
– Мастерим совятники, соколятники, домики для пищух и летучих мышей. Последние, кстати, очень привередливые: заселяются только спустя 3–4 года, когда полностью выветривается человеческий запах. Скоро начнем строить кормушки для диких кабанов, лосей и косуль, осталось только сделать чертежи.
Помимо образовательной функции, у школьного лесничества «Муравейник» есть еще и профориентационная составляющая. Виктор Скороходов будет рад, если кто-то из его учеников свяжет свою жизнь с помощью окружающему миру:
– Рассказываем мальчишкам о «лесных» профессиях, возможно, кого-то это заинтересует. А спустя много лет, будучи специалистами, ребята придут к нам в школу и расскажут подрастающим «муравьям» много интересного.
СКАЗАНО
Наталья Потеенко, директор средней школы № 35 имени Героя Советского Союза Д. Азизова:
– Важно приучать парней к техническому труду. Неверно думать, что труд – это только работа руками, ведь он объединяет элементы черчения, физики, математики и других дисциплин. Привлекая мальчишек в школьное лесничество, мы учим их обращаться с инструментами, знакомим с окружающим миром не только по учебникам, но и на выездных занятиях. Мы рады, что у учеников большой интерес к «Муравейнику». А тот факт, что это единственное школьное лесничество в Минске – наш отдельный повод для гордости.
shestakevich@sb.by