По следам гусар летучих

До 200–летия войны 1812 года осталось совсем немного времени...

До 200–летия войны 1812 года осталось совсем немного времени. В Москве отпразднуют победу над Наполеоном. В Париже помянут солдат, утонувших в Березине при отступлении армии Бонапарта из России. Всем известно: самые жаркие бои разгорались под Борисовом. И сюда обязательно приедут туристы из многих стран — побывать спустя два века на месте исторических событий. А что они здесь увидят? И еще более насущный вопрос — где остановятся? К приему гостей никто серьезно не готовится, за исключением нескольких предприимчивых энтузиастов.


Клад Наполеона


19 февраля на страницах нашей газеты (статья «Война и тур») эксперты в сфере турбизнеса, музейного и краеведческого дела в один голос утверждали: надо развивать военно–патриотический туризм. Достопримечательностей хватает. Скажем, с войной 1812 года связаны и Солтановка на Могилевщине, и Волковыск, и Полоцк, Бобруйск. В минском Храме–памятнике Всех Святых перезахоронены останки солдат, павших тогда в боях, — тоже символичное место.


Но самая знаковая точка — это, конечно, Брилевское поле под Борисовом. Тут Наполеон потерял тысячи своих солдат и отсюда уже бежал без оглядки домой. Местные жители до сих пор рассказывают легенды о сокровищах императора, затонувших в Березине (в Борисове один из супермаркетов назван «Клад Наполеона»!).


Прежде чем проехать по следам гусар летучих, побеждавших и погибавших на белорусской земле в войне с Наполеоном, я поинтересовался у Вячеслава Скворчевского, начальника отдела физкультуры, спорта и туризма Борисовского райисполкома, сколько сейчас туристов приезжает в регион.


— Более тысячи человек, — с ходу ответил Вячеслав Николаевич.


— В год?


— Да. И это в основном люди бизнеса. И человек 100 посещают места боев 1812 года.


Не нужно быть крупным экспертом, чтобы прийти к неутешительному выводу: туризма как такового на Борисовщине нет. Хотя Вячеслав Скворчевский не столь пессимистичен:


— Я хочу сказать, что наш район перспективный — достопримечательностей много. Но неразвита инфраструктура.


Эта «инфраструктура» уже давно стала притчей во языцех. Тем не менее попытки ее создать предпринимались уже не раз. В регионе работают 11 агроусадеб. Там могли бы разместиться туристы. Но сколько? 100 человек максимум. Борисовские гостиницы (городская и мясокомбината) могут дать еще 300 койко–мест в сутки. С такими «мощностями» ждать, что сюда потянутся тысячи путешественников, было бы наивно.


Батареи, огонь!


И для чего, собственно, ехать? По местам битв с Наполеоном меня провел Владимир Кищенко, подполковник в запасе, бывший учитель истории, а теперь — активист униформистского клуба «Березина–1812». Первая наша остановка — на высоком холме, с которого открывается панорама Березины и Борисова, с возвышающимися заводскими трубами, башнями церкви и костела. Мы на Батареях — огромных земляных валах, построенных русскими инженерами в начале XIX века. Во время наступления французов царские солдаты покинули цитадель без боя. Когда Бонапарт отступал, эту стратегическую точку русские смогли занять чуть раньше. Отсюда хорошо простреливается низина у реки. А значит, у Наполеона не было никаких шансов вернуться домой по пути, прямо ведущему на запад. Именно поэтому он не рискнул переправляться здесь через реку — и пошел в обход, к деревне Студенка.


А на Батареях стоят пушки и стела в память об эпизоде, возможно, предрешившем судьбу войны 1812 года.


На Брилевском поле памятники стоят разные — и воинам царской армии, и солдатам Бонапарта. Монументы — вот и все, чем примечательны окрестности деревни Брили...


Хороший пример заразителен


Попытка создать здесь мемориально–туристический комплекс уже была — на учебной базе МЧС, рядом со Студенкой. Но не получилось. Впрочем, Вячеслав Скворчевский обнадежил: на Брилевском поле строится первая агроусадьба — «Наполеоновская переправа». Ее посетители смогут не только ощутить прелесть жизни в аутентичной деревенской среде, но и прикоснуться к артефактам войны 1812 года — картечи, ружьям, штыкам, пуговицам. Их до сих пор находят на огородах местные жители.


Одно местечко, где все эти идеи уже реализуются, есть. Коллекцию находок с полей представил у себя в «поместье» Сергей Толстик. Он так страстно увлечен историей, что записался в униформистский клуб и верхом проехал от Борисова до Бородино. А затем молодой бизнесмен открыл первый в районе частный дом для туристов — еще в 2008 году. И вместе с Кищенко организует экскурсионные маршруты по окрестностям. Это не стандартные прогулки, а походы, во время которых гости сами могут найти клад, переодеться в форму 1812 года и, оседлав коней, почувствовать себя гусарами.


Усадьба Толстика, названная им «Бивак» (по–французски — привал), — единственный реальный турпродукт в регионе по теме. Сюда уже приезжали на отдых и россияне, и французы. Все современные удобства: русская баня, белорусская кухня, исторические маршруты по окрестностям, соседство санатория БАТЭ с лечебными процедурами — вот пример того, как надо развивать инфраструктуру.


...Сергей Толстик приглашает меня в столовую. Гасит свет. А через секунду в зале загорается свеча. Из–за ширмы выходит Дмитрий Солодкий, научный сотрудник Национального художественного музея. Он часто приезжает в «Бивак» и разыгрывает перед посетителями сцены из «жлоба» — театра теней, напоминающего батлейку. Тема представления — очень популярная в нашем фольклоре: рекрутский набор в царскую армию. Неожиданный поворот.


А рядом с «Биваком» вырастают стены еще одного гостиного дома. Хороший пример заразителен.


Борисовский район.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter