По следам Божией Матери

За ракамі, за гарамі,За хваёвымі бараміЁсць празрыстая крыніца.Усе атруты, усе пакутыЗ сэрца людскага, бы путы,Здыме дзіўная вадзіца.Лечыць цела, што збалела,І душу, калі змарнела,Сілу, веру лье ў грудзі.І часамі, і гадаміДа яе ідуць паляміГорам зломаныя людзі. Наталля АРСЕНЬЕВА Лечебные свойства родниковой воды люди заметили много столетий назад. Многочисленные свидетельства о том уважении, которое оказывали наши предки криницам, относятся к глубокой древности. Вера в святые источники жива в Беларуси и сегодня, несмотря на многие века жестоких гонений на нее. После принятия христианства в разных летописях и церковных поучениях поклонение криницам осуждалось как пережитки язычества. В XII веке Кирилла Туровский писал, что больше “не нарекутся богом стихии, ни солнце, ни огнь, ни источницы, ни древа”. В средневековье компетенции церковных судов подлежали те, “кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды, солнцу, луне, звездам, облакам, ветрам, кладезям, рекам”. А в XX веке, в годы атеизма, сражаясь с народными обычаями, власти запрещали праздники у криниц, уничтожали кресты возле них, высмеивали народные поверья.

И все же во всех уголках Беларуси и сегодня можно услышать предания о святых источниках. Особенно часто связаны они с Божией Матерью. Чаще всего в этих легендах Богородица указывает путь к воде слепым: большинству криниц старинные поверья приписывают силу излечивать болезни глаз. В этом отношении криничка возле деревни Броды Пружанского района Брестчины уникальна: считается (причем, как утверждают местные жители, небезосновательно), что ее вода излечивает недуги ног и рук, болезни суставов, варикозное расширение вен, псориаз. Много столетий бьет из земли на самой границе Беловежской пущи.
— Видите, направо, за речкой Левая Лесная — это уже Беловежская пуща, — показывает наш “экскурсовод” директор Щерчовской средней школы-cада Тамара Чернак.
Тридцать лет прожила Тамара Алексеевна в деревне Броды. Как и все ее односельчане, она относится к этой криничке не как к достопримечательности своей земли, а как к драгоценному наследству. Место и вправду красивое и немного мистическое: нетрудно поверить, что на огромном двухметровом валуне действительно остались следы Богородицы. Собственного названия у кринички нет: здесь говорят “криница” или “криница Богородицы” и все понимают, о чем идет речь.
Чтобы попасть к кринице, надо пройти по обширному полю. Одиноко возвышается над ним столетняя береза, под корнями которой лежит огромный двухметровый валун, который когда-то притащил сюда, отступая, ледник. Таких гигантов, говорит Тамара Алексеевна, на Беларуси немного. Валун врос в землю, и те два на два метра, которые доступны взгляду, скорее всего — лишь верхушка айсберга. О размерах камня можно только догадываться. Береза и камень защищают криницу, а на камне, немного вдавленные в него, видны вмятины, похожие на следы небольшой, узкой женской ступни. Легенда приписывает их Божией Матери. Примерно такой след человек оставляет, когда идет босиком по подсохшей глине...
По древним народным представлениям, вода из святых криниц считается лечебной от всех болезней, но у каждой криницы есть еще и своя “специализация” — то, от чего ее вода помогает особенно хорошо. К криницам по всей Беларуси люди приходят в определенные праздники, когда, как считается, вода именно данного, конкретного источника обладает наибольшей целебной силой: на Макковея
(14 августа), Троицу, Купалье... К криничке близ деревни Броды местные жители приходят круглый год, но особенно много посетителей возле нее в праздник Зеленец. Старинный праздник сохранился в этом уголке Пружанского района еще с дохристианских времен.  Он празднуется, когда поля начинают зеленеть первыми всходами — в самом начале лета, через полторы недели после Троицы. В этот день женщины из окрестных деревень идут к своей кринице — месту, находящемуся под покровительством Божией Матери, — чтобы молиться о здоровье самых любимых и близких: своей  семьи, детей и родителей. Так, рассказала Тамара Алексеевна, тут делалось из года в год испокон веков: об этом помнят жители Бродов, перешагнувшие 90-летний рубеж. И так, по их рассказам, делалось еще в бытность молодыми их родителей.
Правда, если раньше криничка весело журчала из-под валуна, то после осушения окрестных болот вода лишь тихонько сочится из-под земли. Но жители Бродов оберегают свою криницу, расчищают ее. Еще и теперь из лужицы под корнями березы можно набрать воды, если нет дождя: смешиваясь с дождевой водой, криничная тоже становится мутной. Пить ее нельзя, но можно помыть больные ноги или руки в надежде на исцеление.
Легенда живет там, где нет скоростных магистралей, предания и старинные обычаи хорошо чувствуют себя вдали от железных дорог. И все же о криничке со следами Божией Матери знают не только в Пружанском районе. Очень часто здесь бывают экскурсии иностранцев. Гости из Западной Европы окунают в целебную воду ладони и ступни.
— Мы сдавали воду из криницы на исследование, — рассказывает Тамара Чернак. — Но ее состав оказался вполне обычным, без каких-либо примесей, объяснивших бы ее целебные свойства.
И все же местные жители продолжают беречь свою криничку, ограда вокруг которой всегда аккуратно покрашена, на трех установленных вокруг нее деревянных крестах — всегда чистые ленты и рушники, а рядом с ними — всегда свежие цветы. Может быть потому, что знание и вера друг другу не мешают. А может, дело не в каких-то особенных волшебных свойствах источника, а в умиротворяющей красоте этого места, которой хочется поклониться.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter