ПО следам "Белой панны"

".
"...Замок. И какой зловещий, чудовищный замок! И не на холме, не поодаль, чтобы человек успел как-то подготовиться, а лицом к лицу, словно неожиданный удар меча".

Владимир Короткевич. "Черный замок Ольшанский".

Минский автобус-"кругосветка" останавливается на центральной площади Гольшан. Выйдя из него, сразу понимаешь: это место само по себе явление уникальное. В отличие от других небольших белорусских местечек, атмосфера эпохи развитого социализма здесь органично совмещается с периодом духовного и капиталистического возрождения. Друг на друга смотрят стоящие по разные стороны площади высокий костел, заложенный в XVI веке, и приземистый Дом культуры с большой красной звездой на фасаде, построенный сорок лет назад.

Рядом пробиваются нежные ростки гольшанского капитализма, в одноэтажном домике расположились частные бар, ресторан и небольшая гостиница. Хозяева всего этого, до недавнего времени недоступного в захолустных Гольшанах великолепия, - семейная пара Иосиф и Галина Дорняк. Они считают, что основной причиной процветания заведений стала богатая история окрестностей - ведь основные клиенты здесь туристы.

Кроме отдыхающих, в Гольшаны часто приезжает пишущая братия. В обязательную программу практически каждого журналиста входит, помимо посещения костела и руин замка, ночевка в "комнате призраков" в сохранившемся с XVI века монастырском здании. Буквально за неделю до моего приезда за знаменитой гольшанской "Белой панной" охотилась съемочная группа БТ. Говорят, на вторую ночь у оператора чуть не случился сердечный приступ, значит, "охота" оказалась удачной.

"Раскрученное" привидение

По преданию, четыреста лет назад Павел Стефан Сапега выделил деньги на постройку в Гольшанах костела и монастыря при нем. Работа была практически закончена и вдруг напасть какая-то: одна из стен монастырского здания рушится без каких-либо причин. В усердии строителей сомневаться не приходилось - они были профессионалами высокого класса, но трижды отстроенная стена вновь и вновь разваливалась. Посовещавшись, строители решились на страшный поступок: первая из жен, которая принесет рабочим завтрак, будет принесена в жертву и замурована заживо в стене. Конечно, первой к своему возлюбленному прибежала самая молодая и красивая девушка...

С тех пор в комнатах монастыря якобы обитает призрак "Белой панны" - привидения, по понятным причинам недолюбливающего мужчин. Романтическая история осталась бы легендой, если бы несколько лет назад во время реставрационных работ строители не нашли в одной из стен монастырских подвалов скелет молодой женщины, замурованной в стене. Несколько месяцев останки кочевали в картонной коробке по зданию художественного музея, который сейчас расположен в бывшем монастыре. Появился шанс навеки упокоить призрачную душу, отпев ее в храме. Однако строители "ошиблись" - кости были преданы земле без соответствующих религиозных обрядов. А вскоре здоровые, полные сил мужчины, умерли один за другим в течение четырех месяцев, не успев никому показать место захоронения.

"Белая панна" как будто взбунтовалась после этого. Теперь призрак дает о себе знать чуть ли не каждую ночь. Среди свидетелей, видевших или натерпевшихся от разозлившегося призрака, - сотрудники Академии наук, архитекторы и реставраторы, работники музея, в том числе и его директор - Чеслава Окулевич.

Немалого страху натерпелись две столичные журналистки, ночевавшие в монастыре в "комнате призраков". Теперь кабинет директора музея именуют именно так из-за того, что "Белая панна" появляется там чаще всего. Пока одна девушка мирно спала, вторая любовалась выразительным сводчатым потолком, напоминающим шестиконечную звезду. Вдруг прямо на ее глазах в одном из углублений стены стала концентрироваться какая-то тень. Когда тень разрослась до таких размеров, что полностью закрыла окно, словно кто-то мелом нарисовал на ней силуэт худенькой девушки с длинной шеей, в полуистлевшей одежде, свидетельницу аномалии охватила паника, но ни бежать, ни кричать сил не было, будто парализовало. Неожиданно с плачем вскочила с постели спавшая рядом журналистка - похожий кошмар преследовал и ее, только во сне. За окном занималось утро, а девчатам казалось, что эта "жуть" длилась лишь несколько минут. Таких примеров не один десяток.

Самое удивительное - сейчас гольшанское привидение привлекает в городок любопытных больше, чем местные исторические достопримечательности. Рассказы о встрече с "Белой панной" уже стали обязательной и, наверное, самой популярной частью экскурсионной программы работников музея. Единственный музейщик, не верящий в призрак, - сторож Андрей, между прочим - сын одного из рабочих, нашедших замурованные в стене останки.

Охота

- Не желаете ли провести ночь в "комнате призраков"? - спросил меня сторож Андрей. Я, конечно, соглашаюсь. Прихожу к дверям монастыря к одиннадцати часам вечера, дверь мне открывает "атеист" Андрей. Располагаемся в зловещей комнате и пьем чай.

- Неужели не боишься "Белой панны", - спрашиваю я, подозрительно косясь в темный угол.

- В призраков я не верю, вот когда увижу ее, поверю, наверное, - сторож задумывается, а потом добавляет: - Но если честно, порой бывает жутковато...

Почему Андрею бывает страшно, я понял, когда он ушел на свой пост, в другом конце здания, оставив меня наедине с темнотой закрытой комнаты. Наверное, я просто впечатлительный человек, а может быть, в замке действительно обитают потусторонние силы. Буквально через час я почувствовал себя как будто в бреду при большой температуре. Вокруг мерещились шорохи и вздохи, в полудреме, на грани сна и яви грезились самые жуткие кошмары. Не заснув до двух часов ночи, я отправился в соседнюю комнату к печке покурить. И в этот момент отчетливо услышал шуршащие на втором этаже легкие шаги. На грани паники бросился к посту сторожа. Андрей мирно сидел на своем месте. Но кто тогда ходит по второму этажу, куда можно попасть, лишь открыв железную дверь? Все говорят - "Белая панна", я от комментариев воздержусь.

Не так давно в Гольшанах побывала экспедиция гомельской организации "Парамир", которая занималась исследованием феномена гольшанского привидения.

По словам одного из членов экспедиции Юрия Рафеева, исследования, как это зачастую водится, породили больше вопросов, нежели дали ответов на гольшанские загадки. В монастыре систематически срабатывали установленные в кельях и коридорах датчики специальных приборов, направленные на обнаружение движения крупных объектов и выплесков энергии, самопроизвольно засвечивалась фотопленка с важнейшими кадрами. Но самое главное - практически все участники экспедиции, ночевавшие в монастыре, либо видели тени и силуэты, световые пятна, либо слышали звуки шагов, шорохи одежд, стоны. Сам Юрий твердо убежден: призраки или некий их аналог в Гольшанах "прописаны".

"Любители истории"

Несмотря на то что от легендарного гольшанского замка остались одни руины, они до сих пор действуют на воображение романтиков. Каждое лето на месте одной из развалившихся башен замка разбиваются палатки. Молодежь приезжает вырубать густо разрастающийся вокруг руин замка кустарник - страшный природный враг кирпичной кладки. Но больше всего величественное здание пострадало от рук человека. В 50-х годах, когда замок еще был "жив", из него только выехали последние жители, местных студентов обязали принести определенное количество "замковых кирпичей" на строительство Дома культуры. Варварское разрушение продолжалось до тех пор, пока один из студентов не погиб под внезапно обвалившейся стеной. После чего официально в замок на кирпичи не пускали, но и по сей день нередко можно увидеть вечером местных жителей, разбирающих развалины на хозяйственные нужды. Такая любовь к "старине" неудивительна - кирпичи 400-летней давности до сих пор выглядят как новенькие, не чета современным "гнилушкам".

Гольшанская ребятня, только научившись ходить, первым делом направляется к замковым руинам. Несмотря на тысячи баек-"страшилок", придуманных взрослыми, чтобы отпугнуть малолетних исследователей от опасных катакомб, каждый тоннель здесь изучен не одним поколением. В некоторые полузасыпанные дыры взрослый уже не залезет, зато дети говорят, что подземелья тянутся на десятки метров. Куда они идут дальше, никто не знает - исследовать до конца боязно. Между тем существует легенда, будто бы между гольшанским замком, католическим костелом и примыкающим к нему монастырским зданием существовал подземный ход. В нем могли разминуться две повозки.

Чтобы на развалинах замка нашли что-нибудь ценное, местные всезнающие бабульки не припоминают. Единственный настоящий клад был найден в самый неожиданный момент и совершенно случайно в маленьком деревенском домике, стоящем впритирку к руинам мрачного замка. Хозяева хаты, ремонтируя крышу, нашли под досками около 400 томов старинных книг.

- Были там и газеты, и книги на разных языках, все очень старые, - рассказывает хозяйка дома Кристина Петровна. - Я книги все раздавала, не знала, что они больших денег стоят.

Говорят, долго потом по окрестным рынкам продавались печатные раритеты. Кристина Петровна относится к этому с философским спокойствием: как пришло богатство, так и ушло.

Покидая Гольшаны, я встретился на улице с дедушкой, которому, пока ждал автобуса, рассказал о своих ночных "приключениях". Дедушка выслушал меня очень серьезно. После посоветовал при следующем визите обратить внимание на старую водяную мельницу, стоящую в самом начале деревни. Люди утверждают, что по ночам, когда она закрыта, изнутри отчетливо слышны звуки мелющих жерновов, ржание лошадей, человеческая речь. С недавних пор в Гольшанах призраки плодятся с удивительной скоростью. И в этом нет ничего плохого... Туристам нравится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter