По следам белого “мусора”. Приносят ли вред окружающей среде снежные свалки?

Нынешняя зима, оказавшаяся очень щедрой на осадки, поставила перед обывателями вопрос: если коммунальники убирают с улиц снег, значит, куда-то его отвозят? И где в таком случае концентрируется вся эта куча мала? Как выяснилось, только в столице нынешней зимой было оборудовано 17 снежных свалок. Несомненно, чистые, аккуратные дороги, с которых только что вывезли очередную порцию зимних осадков, нас полностью устраивают. Но в то же время заботит другая проблема: не останется ли весной на месте свалок “выжженная” земля? Ведь не секрет, что вместе со снегом туда всю зиму вывозятся всевозможные дорожные посыпки и целый букет вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, нефтепродукты.

Нынешняя зима, оказавшаяся очень щедрой на осадки, поставила перед обывателями вопрос: если коммунальники убирают с улиц снег, значит, куда-то его отвозят? И где в таком случае концентрируется вся эта куча мала? Как выяснилось, только в столице нынешней зимой было оборудовано 17 снежных свалок. Несомненно, чистые, аккуратные дороги, с которых только что вывезли очередную порцию зимних осадков, нас полностью устраивают. Но в то же время заботит другая проблема: не останется ли весной на месте свалок “выжженная” земля? Ведь не секрет, что вместе со снегом туда всю зиму вывозятся всевозможные дорожные посыпки и целый букет вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, нефтепродукты.

Дорожные “приправы”

Снежные свалки — не альпийские горки, городские окрестности они явно не украшают. Поэтому “по просьбам трудящихся” не так давно прекратила свое существование свалка в Лошице. Вместо нее открылась резервная — на большем удалении от жилого сектора.
Что же касается экологического аспекта, то каждый такой объект находится на постоянном контроле у специалистов Центрального научно-исследовательского института комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР) Минприроды.
— Существует двоякая проблема: и снег с улиц убирать нужно, и постоянно наблюдать за содержанием в нем нефтепродуктов, — пояснил заведующий лабораторией рекреации на водных объектах, водоохранных территорий и гидрологических обоснований ЦНИИКИВР Петр Рутковский. — Дело в том, что концентрация нефтепродуктов не должна превышать 100 миллиграммов на килограмм грунта. Если есть незначительное превышение нормы, свалка закрывается. Естественно, смеси постепенно накапливаются в снеге, и бороться нужно не с нагромождениями осадков, а с выхлопами автомобилей. Когда машины станут экологически чистыми, тогда и проблема грязного снега отпадет сама собой.

Трава, как на пастбище

Земля, где организована специализированная свалка, после того, как растает снег, подвергается рекультивации. Полностью снимается верхний слой грунта, сюда завозится песок, который перемешивают с почвой, чтобы уменьшить концентрацию вредных веществ. Специалисты ЦНИИКИВР дают рекомендации сотрудникам дорожных служб, отвечающих за эти объекты. Экологи наблюдают, чтобы со свалок не было прямого стока талой воды в реки.
— По результатам прошлогодних проверок 5 свалок было запрещено использовать, — отметил Петр Рутковский. — Некоторые из них не соответствовали нашим требованиям. Другие закрылись по требованию местных жителей. Сначала некоторые люди жалуются на неубранный возле их дома снег, а когда его вывезут на свалку, им не нравится, что гигантские сугробы портят внешний вид района.
— У нас уже шесть лет проверки ежегодные проводятся, — рассказывает главный инженер ремавтодора Советского района Минска Игорь Рогалевич. — Свалка отвечает всем требованиям. По соседству у нас только военная часть, но оттуда жалоб не поступает. Вода туда не бежит, потому что находится объект прямо возле низины, туда растаявший снег и уходит. Землю весной конечно же рекультивируем. После этого на ней такая трава растет — прямо, как на пастбище.

Не дожидаясь весны?

Вывоз снега — мероприятие весьма хлопотное и затратное, одно топливо чего стоит. Да и землю с “подмоченной репутацией” надо всякий раз по весне возвращать к жизни. В западных странах давно используются плавильные установки. Они занимают намного меньше места, чем свалки. Да и снег не хранится до весны, а мигом превращается в талую воду, которая проходит тщательную очистку и лишь после этого сливается в реки.
Не первый год ведутся разговоры о внедрении аналогичных технологий в Беларуси, но свалки и ныне там. Дело в том, что импортные установки для плавки снега стоят дорого, а отечественных не наблюдается, хотя, должно быть, невелика премудрость сконструировать собственный агрегат. Благо не перевелись у нас еще светлые головы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter