По скользкой дорожке...

Самое сложное зимой — устоять на ногах
Самое сложное зимой — устоять на ногах

В городском клиническом центре травматологии и ортопедии 6–й минской больницы счет жертвам гололеда открыли аккурат накануне Нового года. Если раньше в приемное отделение за сутки поступало 90 — 100 пациентов со всевозможными переломами, вывихами, ушибами и растяжениями, то сейчас — почти вдвое больше. Картина, к сожалению, до боли привычная. Зимы травматологи ожидают с тем же тягостным чувством, что и терапевты: как эпидемия гриппа, «девятый вал» травматизма обрушивается раньше ли, позже ли, но обязательно. Его, признает заведующий приемным отделением Андрей Крупник, врачи даже предугадывают — по сырой погоде с вечера и утреннему морозцу. Вот только поделать ничего не могут. Пока с помощью социальных роликов да пропаганды научились бороться лишь с одним видом «зимних травм»: пострадавших от петард и фейерверков нынче на удивление мало. А так все как обычно: полный коридор невезучих пешеходов, лыжников, конькобежцев.

«Причем, заметьте, наши пациенты — трудоспособного возраста, от 16 до 55 — 60 лет! — вздыхает Андрей Крупник. — Почему–то считается, что в гололед травмируются чаще пожилые. Совсем нет: дедушек и бабушек поступает даже меньше, чем в теплое время года. Они, как правило, себя берегут: скользко, холодно — лишний раз из дома не выйдут. А вот у тех, кто помоложе, наоборот, легкая эйфория: ура, снежок! Поэтому с приходом настоящей зимы мы отмечаем пик травматизма, а к концу февраля, когда люди адаптируются к погодным условиям, он спадает». Каждого пятого пациента, точнее, пациентку травматологов подводит обувь. В соответствии с веяниями моды и в нарушение законов физики дамы предпочитают шпильки. А что такое современные сапожки с тонюсенькими металлическими набойками (которые сами по себе отлично скользят по льду) и 5 — 10 см опоры на носок? Практически коньки! И все же мужчин гололед укладывает на больничную койку чаще. У них ведь другая беда: больше двигаются и больше выпивают. По мнению Андрея Тадеушевича, официальные данные даже занижены: не треть, а до половины (!) всех пациентов поступают подшофе. Ведь легкое опьянение медиками не фиксируется, тем более — последствия возлияний накануне. А лед потерю бдительности не прощает. Шел? Упал? Очнулся? Гипс! Травма голеностопного или лучезапястного сустава — типично «зимние» диагнозы. Это значит: в больнице придется провести как минимум 2 часа — снимок, вправление под наркозом, опять снимок... И только потом врач решает, что делать дальше: отправить домой или оставить под наблюдением. Даже самый пустяковый перелом — это гипс на 3 недели. Повредил серьезно руку — 1 — 2 месяца, ногу — 2 и больше, о работе в полную силу нечего и помышлять. Думать, увы, надо было раньше, когда роковой день только начинался...

И еще одна, на этот раз уже общая беда — когда желания не совпадают с возможностями. Например, решил человек, вдохновившись рекламой или «Ледниковым периодом», встать на горные лыжи или коньки — и прямиком из спортивно–оздоровительного центра попал в травматологическое отделение. По выходным таких горе–физкультурников, случается, в городской центр травматологии и ортопедии привозят чуть ли не ежечасно. Андрей Крупник до сих пор переживает за одного 28–летнего бедолагу. Последний раз на лыжах он стоял классе в 8–м, но все равно отправился в горнолыжный центр. Проехал ровно 2 метра. Сломал бедро. Медики и ушиба–то бедра опасаются: кровопотеря может достигать 1 литра! А при переломе вообще возникает опасность для жизни. В профессиональном спорте с его двухсотлетними традициями, где все риски строго просчитаны и учтены, такие сложные травмы — редкость, у любителей — едва ли не в порядке вещей. Катаются либо на авось, либо становятся жертвами какого–нибудь умельца, который врезается в них на полном ходу. И захочется ли в будущем еще раз надеть коньки или лыжи — большой вопрос...

Можно ли как–то бороться с зимним травматизмом? Тоже вопрос. Толком он не решается ни в одной стране. Чуть выпадет снег где–нибудь во Франции — новости пестрят сюжетами о массовых авариях, десятки машин припечатывают друг друга на скользкой дороге. У нас наиболее опасные участки отслеживаются. «Мы стараемся травмы «локализовать», — подчеркивает Андрей Крупник. — У каждого пациента подробно выспрашиваем, как и где упал, вплоть до улицы и номера дома. Затем эти сведения централизованно подаются в коммунальные службы — как руководство к действию». Каждый год — адреса разные. Но, как правило, речь о маленьких, далеких от центральных проспектов улочках, темных дворах, мраморных ступеньках и спусках в подземные переходы, полностью обезопасить которые, наверное, просто невозможно. Так что, по большому счету, уповать можно только на человеческий фактор — на себя самих, собственную бдительность и осторожность.

Рекомендации доктора Крупника

Как для машины зимой нужна зимняя резина, так для пешехода — правильная обувь. То есть по сезону, хорошего качества, с достаточно толстой подошвой, лучше со специальным протектором. Набойка ботинка тоже должна иметь протектор и быть резиновой, а не пластиковой. В эффективности пластырей, которые кое–кто наклеивает на подошву, травматологи сомневаются. Хотя направление мысли верное: чем больше сцепление с тротуаром, тем безопаснее.

Без надобности в «скользкую» погоду из дома вообще лучше не выходите, отложите все дела.

Если упали, то лучше лишний раз обратиться в травмопункт, чем ждать развития событий. Болевой порог у всех разный: для кого–то боль при ушибе невыносима, а кто–то и перелом не сразу почувствует, тем более если находится в состоянии алкогольного опьянения. Классическая ситуация: человека привозят после праздников. Когда упал? 5 дней назад. Почему раньше не обращался? «Снимал» боль рюмочкой, сейчас пора на работу, а состояние хуже некуда.

Если упал прохожий, проявите участие. Может быть, он ударился головой и потерял сознание. Может быть, несмотря на серьезную травму, он попытается встать: в состоянии аффекта организм выделяет специфические гормоны, своего рода природное обезболивающее, и человек подчас не чувствует боли даже при переломе со смещением. Умеете оказывать первую помощь — зафиксировать конечность, приложить холод и т.д. — действуйте! Нет — вызывайте «скорую». Но если поняли, что дело серьезное (открытый перелом виден невооруженным глазом, о закрытом сигнализируют сильная боль, деформация пострадавшей части тела, отек, гематома, хруст костей), не позволяйте пострадавшему двигаться, тем более самому добираться до медиков. Бывали случаи, некоторые на сломанных ногах доходили буквально до больничного крыльца и падали, зарабатывая себе уже открытые переломы.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter