По секрету всему свету

Если вы полагаете, что все выпускники сейчас только о предстоящих школьных экзаменах думают, то ошибаетесь.
Если вы полагаете, что все выпускники сейчас только о предстоящих школьных экзаменах думают, то ошибаетесь. Энная их часть озабочена исключительно тем, как от этих самых экзаменов "откосить".

Недавно была в гостях. Все разговоры - о предстоящих трудностях с поступлением в вуз юной выпускницы Машки, которая сидела с нами за столом, уткнувшись в книгу.

- "Апокалипсис - это описание борьбы и последующей победы. Ему предшествуют нарастающий раздор между людьми, болезни..." - бормотала Машка заунывным тоном. - А кстати, какие болезни освобождают от экзаменов?

- Почему это "кстати"? - удивились мы.

- Потому что добрые и гуманные предки, имея в наличии девицу 17 лет, должны знать: если не "изобрести" ей вовремя подходящую болезнь, то к июлю девушка погибнет под грузом учебников и натиском педагогов. Подумать только: два репетитора плюс Никсеменыч (один троих стоит), плюс физик (прямая угроза) и историца еще обещала крови попортить. Сплошной апокалипсис: "Все это - зло, которое должно погибнуть в решающей битве в долине Армагеддон. И 144 тысячи верных спасутся". Ох, спасусь ли я? Вот попались бы родители нормальные или зрение подкачало... Так нет же!

Родители на Машку не обиделись. Потому что она отчасти права. С каждым годом выпускникам школ приходится все более туго. В этом году туго Маше. Нужно пройти через строй репетиторов, сито тестирования, сдачу выпускных экзаменов и при этом еще найти в себе силы на главный вступительный рывок. Времени на подготовку к нему из-за школьного "апофеоза" практически нет. Вот и пытаются родители всеми силами найти пути освобождения от выпускных экзаменов - чтобы было время на подготовку к вступительным. Тем "счастливчикам", кто по состоянию здоровья может рассчитывать на "вольную", завидуют и пытаются добыть вожделенную справку иными средствами. Машка уверяет, что к концу мая у них полкласса со справками будет!

Не может быть, думаю, и звоню в поликлинику. Представляюсь по всей форме, спрашиваю

: - С кем бы поговорить по поводу освобождения от выпускных экзаменов?

- Вы из газеты?.. А у вас мальчик или девочка?

- А что, - говорю, - если девочка?

- Тогда вам надо бы с ней подойти к такой-то (называют имя и отчество) и поговорить лично, - сообщают мне доверительным тоном. - Она у вас чем-нибудь болела, ваша девочка? Гастрит, язва или, может, травма в этом году была?

Я решила не подставлять издание и Машку под видом "своей девочки" врачам не подсовывать. Призналась, что просто хочу заметку написать. Тон собеседницы сразу изменился. Оказалось, "все очень сложно: просто так справку никто не даст. Только после заключения диагностического центра, решения ВКК и так далее"... Существует перечень заболеваний, спасающих от июньской "экзекуции": 58 пунктов (от язвы и "букета" неврологических болезней до инфекций и травм).

- Увеличивается ли количество выпускников, получающих справку?

- В общем, да, - сказали мне уклончиво. - Но и состояние здоровья не улучшается, ведь так?

Как выяснилось, только одна эта поликлиника (куда я звонила) имеет уже сейчас 50 потенциальных "уклонистов"! И меня заверили, что май значительно эту цифру увеличит. Сколько же, думаю, выпускников ежегодно получают искомую справку в одной отдельно взятой школе? Звоню в минскую гимназию N 8 (она ближе всех к редакции: если что, думаю, заскочу).

- А зачем вам знать? - крайне недружелюбно отозвалась на мою просьбу директор. - Это сугубо официальная информация!

- Но почему? - не поняла я. - Разве это секрет, сколько выпускников по состоянию здоровья, пройдя все "ВКК и так далее", освобождены от лишней нагрузки?

В ответ мне прочитали микролекцию о том, насколько "сугубо" и "строго" эта информация официальна и какой предполагаемый вред может нанести ее обнародование. Я была удивлена, заинтригована и поэтому решила пообщаться с неофициальным источником информации в Министерстве образования.

- Осторожничают, - удивленно констатировал тот. - Странно, никакого секрета тут быть не должно. В министерстве общей статистики по стране просто нет, хотя я проверю. Это по областям надо собирать...

Собирать я не стала. Потому что подумала: "Какая, в принципе, разница?" Раз есть секрет, значит, есть прецедент. Но я не за то, чтобы всех "незаслуженно" больных выпускников отловить и пред ясны очи школьных экзаменаторов усадить, а за то, чтобы как-то все логичней устроить для тех, кто здоров. Зачем весь этот "армагеддон"-то нужен? Скажу вам тоже по секрету, что источник мой из министерства такого же мнения. И выдал он мне еще один секрет: наша цель - прийти к единому экзамену (школьному и вузовскому) по российскому варианту. Только для этого нужно готовить базу. 17-летней девице Машке от этого, к сожалению, ни жарко ни холодно. А вот через 2 - 3 года, как обещают, такая схема разработана будет.

А пока рано отдыхать. Нужно думать, как сохранить здоровье выпускникам. Есть один способ. Но мы вам его так просто не откроем: только строго лично и сугубо избирательно конфиденциально! Потому что это секрет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter