Первый в Беларуси и один из старейших на территории Российской империи витебский трамвай отмечает юбилей

По рельсам — в будущее

Семь маршрутов, свыше 65 километров пути — трамвайная система Витебска, которая в эти дни отмечает 125‑летие, и сейчас остается самой разветвленной в Беларуси. Продолжая славную историю первооткрывателей, сегодня в Витебском депо трудятся около 100 водителей трамвая. Интересно, что основная их часть — представительницы прекрасной половины человечества. И лишь каждый десятый вагоновожатый — мужчина. Среди тех, кто уверен, что это профессия для настоящих парней, — продолжатель династии Николай Ботовков, с которым мы знакомимся перед выходом на линию.


…Яркий вагон, разукрашенный в национально-патриотическом стиле. Последние приготовления. Все рассчитано по минутам — пассажиры не должны ждать. У Николая очень ответственный так называемый разрывной график. Утром он везет людей на работу, в школу и детсады. Вечером доставляет домой. По пути — крупные обувные предприятия, гимназии, колледжи, учреждения здравоохранения. Вся смена на предельном внимании. Чего стоит одна молодежь, которая с наушниками и телефонами то и дело пытается перебежать пути перед самой кабиной! А ведь и тормозить резко нельзя — пассажиры могут получить травмы.

Водителем трамвая работаю уже 18 лет — практически всю сознательную жизнь, — говорит Николай. — В том числе на маршруте № 1 — пятнадцатый год. Знаю каждую тропинку, где могут появиться «нелегалы». А еще — каждое деревце, каждый камушек вдоль рельсов. Скучно? Ничуть! Наоборот, есть свои плюсы. Практически всех постоянных пассажиров знаю в лицо. Здороваемся как родственники. Если вижу, что в привычный час кого-то нет на остановке, уже переживаю: заболел, опаздывает? Если второе, то могу чуток и подождать — чтобы успел добежать…

Интересно, что по первой специальности Николай фельдшер-гигиенист. У него было свободное распределение. Пока искал работу, отец предложил: а давай попробуем ко мне в депо! В то время как раз набирали курсантов для обучения. Так Николай Ботовков и стал водителем трамвая.

— Вставать в четыре утра для меня уже норма, — делится он особенностями распорядка дня. — Ежедневно перевозим около полутысячи пассажиров. Скоро «Славянский базар» — значит, работы станет больше. 
Прежде всего профессия должна быть по душе, тогда и все сложности станут преимуществом.

Оптимизма Николаю не занимать. Судьба предприятия тесно связана с историей его семьи. Отец продолжает трудиться здесь же, в депо, работает на восьмом маршруте. Каждую смену Ботовковы встречаются на пересечении путей, у площади Победы, и приветствуют друг друга.

Отец готовится к выходу на пенсию, — рассказывает Николай. — А мне еще работать и работать. История повторяется: когда-то я школьником катался вместе с папой на трамвае, теперь мой девятилетний сын Мирослав просится в путешествие по городу. Продолжит ли он семейную династию? Время покажет…
Кстати, во время подготовки материала увидела благодарность водителю, опубликованную в соцсетях. Витебчанка рассказывала о том, что ее сын потерял в трамвае кошелек с деньгами и банковскими карточками. А вечером пришло сообщение: пропажа у водителя, заберите. Наш скромный герой в беседе с журналистом об этом случае промолчал — обычное дело…
Ценят Николая Ботовкова и в коллективе: недавно присвоили первый профессиональный класс. Хороший стимул и, конечно же, прибавка к зарплате. Среди последних наград — почетная грамота Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций «БелПрофТранс».

А еще Николай — активный участник художественной самодеятельности. Играет на аккордеоне и гитаре, хорошо поет. Как только времени на семью хватает? В ответ наш герой улыбается: семья — его надежный тыл, хотя все люди занятые. Жена — медсестра, сын учится в школе и занимается гимнастикой. Но все свободное время они проводят вместе. Сейчас готовятся к выезду с ночевкой на рыбалку — отличный релакс для всех.

Знают ли домашние легендарную историю витебского трамвая? А как же иначе, если главы обоих семейств вот уже без малого по 20 лет своей жизни отдали этому делу?

— Трамвай, несмотря на все нынешние изобретения, — транспорт будущего, — до сих пор уверены Ботовковы. — Его преимущества — максимальная экологичность и надежность — были и остаются неоспоримыми. Особенно теперь, после ввода в строй Белорусской АЭС. Так что, поверьте, будущее — именно за трамваем!

ЭТО ИНТЕРЕСНО


В Витебске установлен единственный в стране памятник трамваю. Он находится возле трамвайного депо у проспекта Фрунзе, открытие состоялось к 115‑летию трамвайного движения в городе. Памятник является копией первого трамвая, который сконструировали в Германии в конце XIX века по заказу бельгийского предприятия «Союз трамваев». Но немецкие трамвайные вагончики, которые так удивляли горожан в те времена, не сохранились. Воссоздать точную копию вагона помогли архивные фото и чертежи, найденные в Беларуси, России, Бельгии и Германии.

ЦИФРЫ

Несмотря на быстрое развитие всех видов транспорта в Витебске, ежегодно трамваи перевозят до 16,5 миллиона пассажиров. Поэтому, как сообщили в «Витебскоблавтотрансе», трамвайную систему в столице «Славянского базара» планируют не только сохранять, но и развивать дальше.

Begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter