По рельсам истории

Участники клуба молодых журналистов «Жеведа» Гомельского городского комитета БРСМ и ученики Буда-Кошелевской средней школы № 1 под патронатом нашей газеты реализовали свой новый проект по поиску и исследованию затерявшихся в истории событий и судеб неординарных людей Гомельщины.

Участники клуба молодых журналистов «Жеведа» Гомельского городского комитета БРСМ и ученики Буда-Кошелевской средней школы № 1 под патронатом нашей газеты реализовали свой новый проект по поиску и исследованию затерявшихся в истории событий и судеб неординарных людей Гомельщины. На этот раз объектом изучения стала железная дорога и небольшой город Буда-Кошелево.


Будка на болоте

Свой поход по рельсам истории наша творческая группа начала со знаменитой станции, давшей начало городу Буда-Кошелево
Юные краеведы Буда-Кошелевской школы № 1, их учителя собрали немало экспонатов и документов, рассказывающих о возникновении, становлении и развитии своего города. Как всегда, в таких историях есть несколько версий. И одна из них гласит, что поселение Буда-Кошелево возникло возле будки железнодорожника в далеком XIX веке, когда по нынешнему району пролегла Либаво-Роменская железная дорога, прародительница Белорусской железной дороги, которой в декабре этого года исполняется 150 лет. Люди из близлежащего села Кошелево быстро оценили преимущество магистрали: они чаще стали бывать в областном центре, продавать на рынке излишки продуктов. И все-таки станцию и деревню разделяли пять километров. Тогда кошелевцы начали селиться рядом с будкой железнодорожника. А населенный пункт стал называться Буда-Кошелево. Преимущества железной дороги не остановили людей от такого решения (местность здесь болотистая).


И сегодня местные власти поэтапно решают вопрос водопонижения в районе города. С этой целью строят каскад озер. За предпочтение дорога сполна платит населенному пункту. Тысячи тонн необходимых грузов прибывают на станцию и отгружаются в разные концы ближнего и дальнего зарубежья. В основном это лес и сельхозпродукция.


В поход за профессией


Юные краеведы и журналисты совершили экскурсию на станцию, где работает около 40 горожан. Начальник станции Буда-Кошелевская Гомельского отделения Белорусской железной дороги Иван Завирухин рассказал ученикам о профессиях железнодорожников – это и дежурный по станции, и билетные кассиры, и мастера, и приемосдатчики, и специалисты на погрузочно-разгрузочном участке. Будущие журналисты посетили не только работающих на станции, но и ветеранов труда. Те охотно рассказали школьникам о своих судьбах и о профессии.


Где камень полуторавековой?


А так мечтали сельчане деревни Кошелево, что когда-то на станции будет город (панорама из школьного музея СШ № 1 выполнена художником Юрием Семеновым)И все-таки нам хотелось не только увидеть город, рожденный железной дорогой, но и найти какие-либо свидетельства полуторавековой истории. К слову, на гербе Буда-Кошелево изображен единственный атрибут – железнодорожная рында, в которую звонили станционные смотрители, извещая народ о прибытии и отправлении поездов. Жаль, но и она осталась только в изображении герба. Однако старожилы помнят, что в нескольких километрах от станции были водоотводные сооружения с датой их постройки. А даты, как утверждают свидетели, относились к началу постройки Либаво-Роменской железной дороги.


Пару километров вдоль железной дороги мы отмерили за считанные минуты. И не напрасно. Современное сооружение с монолитными железобетонными конструкциями базировалось на нескольких рядах старинных гранитных глыб. Сколько судеб промелькнуло над ними, сколько грузовых составов прогрохотало? Смахнув пыль, мы с удовольствием прикоснулись к этим камням и вспомнили с благодарностью всех, кто строил эту магистраль и кто сегодня трудится на ней.


Татьяна ЯКИМЕНКО, «ЗН», фото Юлии АСАДЧЕЙ, участницы клуба «Жеведа», студентки 1-го курса Института журналистики БГУ
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter