Меняют ли жесткие штрафы ситуацию на дорогах?

По пьяным водителям бьют рулем

Нетрезвые и бесправники за рулем стали настоящим бичом современных дорог. Читаешь сводки ГАИ и становится страшно. Каждый день в стране задерживают около сотни водителей под градусом, почти половина из них — без прав. Лихачей и хамов на дорогах тоже стало ощутимо больше. Выходит, суровые наказания не работают?


После лишения прав ездят аккуратно

Игорь первый раз сел пьяным за руль в 19 лет. Решил с друзьями прокатиться на отцовской машине. Ему тогда невероятно повезло: “Хонда” перевернулась, но никто серьезно не пострадал. Автошкола у парня была только в планах. Семья отделалась штрафом и ремонтом авто. 

— Помню, папа орал, мама плакала, а вместе они решили, что ездить мне еще рано. Но потом как-то остыли, буквально через год сдал на права и как-то быстро, через несколько месяцев, остался без них — пил допоздна, утром сел за руль и попался. Лишили на три года. Сразу не ездил, потом, как у всех, возникли какие-то обстоятельства — надо ехать и все тут. Раз-другой прокатило, осмелел. Старался, конечно, не привлекать внимания, но все равно пару раз на штрафы влетал. То скорость превысил, то на проверку документов нарвался. Потом права вернули, и — закон подлости — с девушкой поругался, дверью хлопнул, сел в машину... Может, километр от дома отъехал — гаишник тормозит. А я дома успел пива литр выпить. 

Сейчас Игорь лишен права управления до 2018 года и, как вы, наверное, догадались, все равно ездит. Строго по правилам, и после застолья он сутки не садится за руль. Все-таки авто за 15 тысяч долларов потерять страшно, а штраф в пять базовых (на сегодня 900 тысяч рублей) — вещь неприятная, говорит, но вполне терпимая. 

Увы, так рассуждают многие, кого лишили права управления. Статистика только по Витебской области красноречива: в течение десяти месяцев за различные нарушения на дороге задержали 5653 бесправника, 1168 из них попались повторно. 

На автомобильных форумах езду без прав обсуждают как нечто обыденное. Делятся опытом, дают советы. Недаром же так популярна шутка о том, что, если всех водителей лишить прав, на дорогах воцарится идеальный порядок. 

Вот и мой собеседник Игорь солидарен с этой точкой зрения. Он-то как раз без дубины приличного штрафа над головой не может соблюдать правила, но и не ездить в течение трех лет тоже не собирается: 

— Если бы меня лишили месяца на три или на полгода, я, может, и пересел бы на автобус, но три года — это слишком. Такое наказание просто провоцирует на нарушение. Почему бы не ввести критерии опьянения? Чем выше содержание алкоголя, тем больше срок лишения прав, вплоть до пожизненного? Это было бы справедливо. А сейчас такое впечатление, что госорганам выгодно, чтобы водители, которые попались инспектору с похмелья, ездили без прав и регулярно платили штрафы. Наглые все равно пьют и ездят — недавно читал, посадили 25-летнего водителя, которого шесть раз задерживали пьяным за рулем. Таких немного, но я за 2—3 промилле с первого раза дал бы тюремный срок. Зачем ждать жертв?


Штрафы по колено

Многие любят говорить, что алкоголь за рулем — лишь одна и отнюдь не главная причина гибели людей на наших дорогах. Так и есть. В общей статистике доля “пьяных” ДТП ниже десяти процентов. Но это, как правило, тяжелые и, что особенно обидно, нелепые аварии. Когда ничего не соображающий человек насмерть сбивает людей на автобусной остановке, как это было в Минске, а сам отделывается ушибами. И судят его потом за убийство по неосторожности. Или, как в Новополоцке, 27-летний парень врезается на огромной скорости в столб и отправляется в мир иной вместе с двумя такими же молодыми пассажирами. И каждый понимает: если бы идиот с 2,7 промилле в крови не сел в машину, он никого не убил бы. Так можно ли остановить его?

У нас за пьянку за рулем наказывают довольно жестко. С первого же раза лишают прав на три года и дают штраф от 50 до 100 базовых величин (9—18 миллионов рублей). С октября 2013-го за повторное в течение года вождение в нетрезвом виде суд имеет право конфисковать авто, даже если оно не принадлежит пьяному водителю. Конфискация не касается только тех случаев, когда машиной завладели неправомочно — в результате угона, самоуправства и так далее. В случае аварии с погибшими до 10 лет тюрьмы.

Конфискация дала отрезвляющий эффект: за год число водителей, задержанных под мухой, вдвое снизилось. Но 2026 человек все же попались пьяными за рулем повторно и расстались с автомобилями. Есть ли гарантия, что они больше не поедут подшофе на чужой машине? Вопрос риторический. 

Истории водителей под градусом очень разные. На прошлой неделе в Витебске лишили права управления транспортным средством водителя трамвая. Ночью на машине супруги он сбил дорожные знаки на остановке в спальном районе. Итог: пять лет не сможет законно управлять транспортом — надо менять работу, авто на штрафстоянке — забрать можно после того, как оплатит 18 миллионов штрафа. Дорогая цена за банальное “поругался с женой, психанул”. 

В таких случаях начальник межрайонного отдела ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Степанов считает арест автомобиля и помещение на штрафстоянку эффективной мерой:

— Повторные суммы штрафов немаленькие, и многие, на ком нет имущества, становились раньше хроническими должниками. Когда человек едет без прав, он часто садится за руль не своей машины, и в этом смысле собственник становится заложником ситуации. Но есть у нас бесправник, у которого уже три  машины стоят на штрафстоянке. Попадается, покупает старые “Жигули” и дальше катается. 

Показательный в этом смысле пример рассказали в отделе принудительного исполнения Первомайского района Витебска. Есть у них в базе злостный неплательщик, который за пять лет только по штрафам ГАИ задолжал государству 55 миллионов рублей. Летом суд за долги ограничил его в праве управления транспортом на пять лет. Так после лишения он за месяц восемь раз нарушил правила и за езду без прав его уже дважды поймали. Суммы штрафов в итоге увеличились в разы, шансы взыскать их приближаются к нулю. Ездит “герой” на чужих машинах. Какое наказание его остановит? Трагедия или тюрьма?


Три дырки в талоне

Люди старшего поколения отлично помнят советскую схему: набрал за год три прокола в талоне — на год остался без прав. Причем проколы делали за любое нарушение ПДД. Стимул ездить аккуратнее был простым и понятным, а главное — реально повышал безопасность на дороге. В Австрии, Скандинавии, Нидерландах, Швейцарии штрафные баллы и теперь начисляются без учета тяжести проступка, а в большинстве стран их можно получить за пьянство за рулем, превышение скорости и другие серьезные нарушения. То есть наказание должно быть соразмерным проступку и содействовать воспитанию, а не порождать правовой нигилизм. 

Все знают эту штуку на наших дорогах: подмигивать фарами встречным водителям, предупреждая о машине ГАИ. Тот, кто превышает скорость, нам не страшен, главное — обмануть человека в форме, избежать ответственности. И это огромная проблема, уверена начальник отделения агитации и пропаганды управления ГАИ УВД Витебского облисполкома Олеся Серегина:

— С Госавтоинспекцией все воюют. Вы послушали бы, как многие разговаривают с сотрудниками ДПС. Люди в большинстве своем не хотят признавать, что они нарушители. Инспектор остановил — он враг, а то, что ты ставишь чужую жизнь под угрозу — это как? Каждый думает: меня пронесет. Но сотрудники знают: раз нарушил, второй, третий, а в четвертый раз — погиб или убил кого-нибудь. У нас был велосипедист, его два раза сбивали, третий раз —  насмерть. Был пешеход, который за час дважды попал под машину в одном и том же месте. И судьба тут ни при чем, это просто наглое систематическое нарушение правил дорожного движения.

Все мы любим кивать на западные порядки, словно не замечаем главного: там общество ответственно подходит к безопасности и человек убежден, что должен помогать полиции. У нас же принято считать, что безопасность — забота милиции. Нарушитель думает: “Что нужно делать, чтобы меня не поймали”? Потому наказывать за несоблюдение ПДД надо не столько сурово, сколько неотвратимо. Чтобы в малом было нарушать невыгодно, а сесть за руль без прав или подшофе — реально страшно.


Нуля промилле не бывает 

Водители пьют за рулем везде, и в разных странах эта проблема решается по-разному. Отличаются как наказания, так и допустимые дозы алкоголя. Самые либеральные нормы — не больше 0,8 промилле — имеют Мексика, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Великобритания, несколько штатов Канады и США. 

Стран, где существует норма в ноль промилле, немного: Румыния, Словакия, Чехия, Саудовская Аравия, Бразилия, Венгрия. Этот опыт проходили в соседней России, но из-за массы спорных случаев два года назад вернулись к 0,3 промилле. Такая же норма действует у нас и она, по мнению психиатра-нарколога Игоря Свиркунова, позволяет избежать погрешностей:

— Порог в определении состояния опьянения, безусловно, должен быть. У каждого из нас в организме есть эндоалкоголь, его значения незначительны, но при приеме лекарств или того же кефира, после небольшого “вчерашнего” можно получить и 0,2 промилле. Так что лишать прав за любое содержание алкоголя в крови неправильно. Но говорить о дифференциации наказания за пьянство за рулем, как многие предлагают, думаю, тоже не стоит. Наши водители точно начнут экспериментировать, в итоге пьяных за рулем станет больше. Если говорить об ужесточении наказания, я лишал бы возможности восстановить права тех, кто попадается пьяным за рулем повторно.  

На стандартный вопрос сколько можно выпить, чтобы не набрать 0,3 промилле, специалист ответил: нисколько. Пить за рулем нельзя.

Нередко можно услышать рассказы о том, как лишают прав ни за что. Тут важно знать простое правило: когда вы не можете поверить показаниям алкотестера, соглашайтесь пройти освидетельствование в лаборатории. Если, конечно, уверены в своем состоянии. Не исключено, что алкоголя в крови не обнаружат, а прибор сработал неправильно. Правда, за восемь лет работы наркологической лаборатории Витебска там такого случая припомнить не смогли. Если же на предложение “дыхнуть” вы испугались и согласились с предположением инспектора, что пили вчера или сегодня три часа назад, это говорит только о вашей неуверенности и возможной вине.

Чтобы избежать неприятностей, Игорь Свиркунов советует купить сертифицированный индивидуальный алкотестер — они достаточно точно работают, и проверять себя перед поездкой. Кстати, во Франции, где за рулем действует порог в 0,5 промилле, водитель обязан иметь в автомобиле одноразовый алкотестер. Может, и нам ввести это требование в ПДД?

Наказания разные бывают 


1. Лишение прав. Сроки в разных странах колеблются от нескольких недель до... навсегда. В Израиле, Дании, Норвегии и Китае могут лишить прав пожизненно. В Аргентине, после того как водитель попался во второй раз, его лишают удостоверения на год, а если в третий раз, то на всю жизнь. В западноевропейских странах срок лишения зависит от уровня концентрации алкоголя в крови.

2. Конфискация авто. Во Франции и в отдельных штатах США транспорт конфискуют только у “рецидивистов”, в Венесуэле и Сальвадоре в собственность государства переходят автомобили всех без исключения провинившихся. 

3. Арест. В Южной Корее за высокий уровень алкоголя в крови могут арестовать на два года, а в Чили все пойманные пьяные водители в зависимости от степени опьянения проводят в тюрьме от двух месяцев до двух лет. В Болгарии арестовывают только пьяных водителей-“рецидивистов” на срок до года.

4. Удары плетью. Во многих исламских странах алкоголь запрещен на государственном уровне, так что пьянство за рулем там большая редкость. В ОАЭ, Судане, Саудовской Аравии и Катаре за это практикуется наказание плетьми. 

5. Смертная казнь. В Китае и Таиланде пьяного водителя, совершившего серьезное ДТП, могут казнить.

6. Наказание пассажиров. В Японии штрафуют на сумму до 5 тысяч долларов тех, кто осмелился сесть в автомобиль, управляемый пьяным водителем. Если он спровоцировал ДТП, пассажиров могут лишить свободы. 

7. Принудительное обследование. С середины прошлого века в Германии существует экспертиза пригодности к вождению — набор вопросов, по которым врач-психиатр оценивает психофизическое состояние испытуемого. Изначально экспертиза предназначалась для тех, кто не смог сдать на права с трех попыток, и в народе стала называться “идиотентест”. Сегодня основные клиенты — водители, лишенные прав из-за вождения в нетрезвом виде. 

Сколько и кто платит? 


В России — лишение прав от 1,5 до 2 лет; штраф 30 000 российских рублей. За повтор в течение года — лишение прав на 3 года, штраф до 300 000 российских рублей и лишение свободы до двух лет.

В США — за первый раз (без аварии) штраф 300 долларов и лишение прав на полгода. За второй раз в течение десяти лет штраф может доходить до 5000, в третий — до 10 000 долларов.

В Великобритании самые большие в Европе штрафы — 7200 евро.

В Бельгии штраф самый маленький — 140 евро.

В Германии первый раз стоит 500 евро, второй — 1000, третий —  3000 евро. Злостные нарушители за свой счет проходят экспертизу на пригодность к вождению (в народе — “идиотентест”), стоит она около 500 евро.

В Японии водителю грозит как минимум 8700 долларов штрафа или 5 лет тюрьмы.

В Дании штраф 450 евро или лишение свободы на срок от 14 дней до 10 лет, в зависимости от степени опьянения. На третий раз конфискуют авто. 

В Скандинавских странах размер штрафа определяется индивидуально: во внимание берутся финансовые возможности нарушителя, количество иждивенцев, водительский стаж, психологическое состояние и т. д. 


МНЕНИЯ

Как понизить градус опасности на дорогах?


Артем Цыбулько, инспектор УГАИ ГУВД Мингорисполкома:

— В решении этой проблемы помогут регулярные проверки на дорогах. Надо стараться проводить их как можно чаще. Например, в среднем в Минске за сутки останавливают 40 бесправников. В основном это граждане, которые были лишены водительского удостоверения за неоднократное превышение скоростного режима или за вождение в нетрезвом состоянии. Во время специальной комплексной акции “Фильтр”, когда инспекторы выбирают определенную улицу и останавливают на ней все проезжающие автомобили. Число выявленных бесправников в сутки может достигать 60 человек.

Надежда Цыркун, кандидат психологических наук:

— Всего десять миллилитров алкоголя снижают внимание и способность сосредотачиваться. Наблюдается расфокусировка зрения, меняются оценка расстояния и слуховое восприятие. Почему пешеходы и другие участники движения должны рисковать своей жизнью из-за пьяных водителей? С этой проблемой надо бороться жестко. На мой взгляд, конфискация автомобиля — справедливая мера наказания. Можно помимо штрафов ввести еще и обязательные работы — они дисциплинируют. Кроме того, необходимо уведомить всех водителей-новичков о том, что им грозит в случае нарушения закона, и выдавать права под специальную расписку. Если садится за руль пьяным, значит, сознательно идет на преступление и должен нести ответственность по всей строгости.

Юрий Важник, кандидат технических наук:

— Эффективнее бороться не с последствиями проблемы, а ее причиной — чрезмерной доступностью и потреблением алкоголя. Таков мировой опыт. Во многих странах вводятся ограничения по времени и местам продаж спиртного, применяются крайне жесткие меры в отношении тех, кто, несмотря на запреты, продает алкоголь. Высокие штрафы, конфискация автомобиля — тоже действенные способы. Но влияют они, к сожалению, далеко не на всех. Адекватный, разумный человек за редким исключением сядет пьяным за руль. Но есть и другая категория людей — они действуют импульсивно и мало думают о последствиях. К тому же пьяница, лишенный прав, вряд ли хороший семьянин и работник. Поэтому нам нужно и дальше думать над проблемой — какие еще нужно принимать меры, чтобы дороги стали безопаснее.

Людмила Михалькова, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству:

— Поправки, принятые два года назад в УК и КоАП, работают эффективно. Немного статистики: в 2012 году к административной ответственности в связи с вождением в нетрезвом виде было привлечено примерно 43 тысячи водителей, в этом году — 23 тысячи. К уголовной ответственности в 2012 году привлекли 4100 человек, в нынешнем году — 2100. Число погибших и травмированных в результате ДТП с участием нетрезвых водителей снизилось на 25 процентов. Конечно, хочется, чтобы результат был еще лучше. Но нынешние меры и так довольно жесткие, более того, они реально действуют. Поэтому необходимости менять законодательство пока нет.

Кирилл Волков, кандидат технических наук, доцент кафедры сетей и устройств телекоммуникаций БГУИР:

— В автомобиле можно установить алкотестер — прибор, который измеряет уровень алкоголя в крови. Чтобы завести двигатель, нужно дыхнуть в специальный мундштук — если человек пьян, машина не поедет. Подобная система используется в Швеции. Но есть минус — устройство недешевое. Еще один вариант — устройства дистанционного определения алкоголя, которые анализируют газовый состав воздуха в салоне. Их можно использовать при скрининговом анализе потока машин. Недостатки — для остановки авто нужен сотрудник ГАИ, опять же высокая цена и неспособность отличить пьяного водителя от пьяного пассажира.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter