По пути обновления

Чтобы держать руку на пульсе времени, нужно следить за конъюнктурой рынка. Это прекрасно понимает Иван Данилович Замулко. Не с небес же свалилась идея производства присадки для выпуска низкосернистого дизельного топлива. К ликероводочной продукции она не имеет ни малейшего отношения. Но важна для страны и экспорта продуктов нефтепереработки. Мозырь в этом плане город специфический. Одному НПЗ названного продукта вон сколько надо.

Чтобы держать руку на пульсе времени, нужно следить за конъюнктурой рынка. Это прекрасно понимает Иван Данилович Замулко. Не с небес же свалилась идея производства присадки для выпуска низкосернистого дизельного топлива. К ликероводочной продукции она не имеет ни малейшего отношения. Но важна для страны и экспорта продуктов нефтепереработки. Мозырь в этом плане город специфический. Одному НПЗ названного продукта вон сколько надо.

Для чего же нужна присадка?
Теория вопроса такова. Когда из дизтоплива убирается сера, а снижение ее в “горючке” считается непременным требованием, улучшаются экологические характеристики выбросов. Но при этом топливо становится жестким для двигателя, прежде всего для инжекторной системы и топливного насоса. Чтобы нивелировать эту жесткость, в дизельное топливо вводится смазывающая, или противоизносная, присадка. Вот и решили внедрить новую технологию у себя на комбинате. Благо производственные площади позволяют.
Со специалистами Московского научно-исследовательского института по переработке нефти создали производственную линию. Сейчас запускают ее в работу. Напрямую встал вопрос закупки сырья, и решается он оперативно. Уже обкатали систему, кое-что подправили и начали выпуск продукции.
На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе довольны, что сегодня приоритеты отданы местному предприятию. Ибо до того присадку завозили исключительно из-за рубежа, и стоила она немалых денег. Наладить же производство дома никто не отваживался. А “Этанолу” удалось сломать стереотип.
Сегодня комбинат планирует реализовывать новый для себя вид продукции не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.
О том, что присадка очень эффективна, говорит уже тот факт, что продукцию МНПЗ с удовольствием закупают Германия и другие развитые страны Западной Европы.

— На цену топлива нововведение не влияет? — интересуемся у директора МК “Этанол” И.Д.Замулко.
— Подчеркните: ценового скачка не произойдет, — мгновенно реагирует Иван Данилович. — Наша присадка эффективнее импортной, и ее нужно раза в два меньше применять. Для достижения “пятна” износа в 460 микрон (требования европейских норм EN-590)  присадки фирмы BASF, к примеру,требуется около 200 граммов на тонну, нашей — всего 100—120 граммов. За счет этого и нивелируется цена.
— На каком же оборудовании делается такое диво? — интересуемся у Замулко.
— Оно очень простое, — тут же парирует Иван Данилович. — Мы исходим из имеющегося в наличии исходного материала. Предстояло только изобрести нужные конструкции. Сегодня, нам кажется, это вполне удалось.

Строить стратегию на производстве вина и водки — утопично и неперспективно

— В ликероводочной отрасли производственная ситуация сегодня крайне напряженная, прежде всего с реализацией произведенной продукции. Связана она прежде всего с перепроизводством в стране водки и плодовоягодных вин. Многие бросились на переломном этапе в этот бизнес, вложили деньги. Начали все хорошо. Да вот незадача. Сегодня государство все свои предприятия “поддавливает” темпами развития. Как минимум надо нарастить 9 процентов объемов выпуска. Белорусы столько выпить не могут физически. Вот почему строить стратегию на производстве вина и водки бессмысленно и опасно.
Поэтому мы и создали непрофильное производство —  цех по производству присадки и пластиката. Потом его преобразовали в дочернее предприятие. Передали ему экскрудеры — машины для производства  полиэтиленовых пленок. Теперь будем выпускать полиэтиленовую пленку, в том числе термоусадочную. Как для своих нужд, так и для других предприятий. Ко всему прочему это позволит перевести нашу продукцию на новый вид упаковки. Откажемся от традиционных ящиков, а запакуем бутылки в пленку и поставим на картонные поддоны. Прямое удешевление продукции.

Что такое пластикат?

На “Этаноле” постоянно идет разработка новых технологий. Особенно это касается дочернего предприятия “ЭтанолПласт”. О некоторых видах новой продукции мы уже говорили. Сегодня разговор пойдет о других новинках.
Нынче коллектив завода занят организацией производства такой продукции как пластикат, который используется для производства электрических кабелей.
До сих пор пластикат стопроцентно завозится в страну из-за рубежа и стоит немалых денег.
Конечно, выпуск новой продукции  сопряжен с немалыми трудностями. Исходного материала у нас в стране есть только процентов 30. Остальное надо завозить из-за рубежа. В основном из России. Но  эти проблемы оперативно решаются специалистами предприятия. Чтобы сконцентрировать внимание на выпуске новых видов продукции, в том числе и пластиката, ввели должность заместителя директора по перспективному развитию.

Основное производство — не спать в шапку

Директор МК “Этанол” неустанно повторяет: надо уменьшить объем выпуска вина и водки. Без их производства, конечно, не обойтись. Но это, повторимся, неперспективно. Разрабатываются новые направления, вырисовываются новые перспективы.
В последнее время сделан упор на выпуск водно-спиртовых настоек. Уже разработаны соответствующие технические условия для лекарственной продукции. Уже сейчас здесь готовы к выпуску настоек боярышника и крапивы. Очередь за настойкой пустырника, другими полезными фармпродуктами.
Удивительный факт. Сегодня в Беларуси названных настоек производится всего 3—5 процентов от потребляемых. Остальное завозится из России и Украины.

Свое сырье надежнее

Пока у “Этанола” есть проблемы с заготовкой сырья. Решать их приходится с помощью местных сельхозпредприятий или собственного подсобного хозяйства. Исходный для настоек материал хорошо растет в Беларуси. Другое дело, что его нет в достаточном количестве. Но эта проблема, по словам Замулко, вполне разрешима. Уже получена поддержка Мозырского горисполкома и Гомельского облисполкома. В ближайшее время вопросы обеспечения сырьем будут обсуждены на заседаниях вышеназванных государственных органов управления.

Побольше садов, хороших и разных

Как “Этанолу” расширить сырьевую базу для производства вина?
Вопрос из вопросов для руководства комбината. Но он решаем.
— У нас в республике очень мало садов, особенно ягодных кустарников, — сетует Иван Данилович. — В прошлом году практически всю черную смородину закупали в Польше. И частично у посредников в Беларуси. Прямо нонсенс какой-то. Что нам мешает растить смородину в своей стране? Да ничто. Надо организовать производство, выращивание столь нужной ягоды.
Или возьмем яблоки. Так называемых технических плодов для сока у нас в Беларуси выращивается крайне недостаточно. Для всех существующих винзаводов их явно не хватает. А при их наличии можно было бы и соки выпускать. Сегодня магазины завалены такой продукцией, которая завозится из Украины, России, других стран дальнего и ближнего зарубежья.
Сейчас на комбинате разрабатывается так называемая ресурсная программа. Уже своими силами посадили кустарники на довольно больших площадях. У предприятия 148 гектаров земли на территории, огороженной забором, и примерно столько же за забором.

Территориальный признак

У “Этанола” большое подсобное хозяйство. Это и рыбные пруды, и ферма, где содержится более двухсот голов крупного рогатого скота.
— Где же вы реализуете эту продукцию? И есть ли на нее государственный заказ?
— Большую часть мяса мы реализуем через свою столовую, — поясняет Иван Данилович. — Для своих рабочих готовим обеды. Многие пользуются услугами местного общепита. Никто не жалуется. Все недорого и вкусно.

Законсервированные “ценности”

На комбинате трудится 860 человек. И хотя в последнее время идет процесс снижения численности рабочих (нынешнему производству столько людей просто не нужно), здесь не идут на бездумное сокращение штатов. На территории предприятия расположено огромное количество сетей, зданий и сооружений. За ними нужен уход да уход. Все это законсервировано. Но консервация эта условна, что создает огромные проблемы. Комбинату объявили, что к энному числу надо все привести в рабочее состояние. Таков приказ вышестоящего руководящего органа. Но в нем и намека нет на то, зачем это нужно. Не определены и источники финансирования. Метод определен странный — ваша территория, ваше оборудование, все и проплачивайте.
— Странно получается, — говорит Замулко. — Министерство экономики ссылается на какое-то формальное положение, согласно которому мы должны все эти основные фонды расконсервировать, а через полгода можно будет опять “законсервировать”. Зачем это нужно? Необходимо все списать, но никто не решается это сделать. Более того, для нас “расконсервация” обернется дополнительными, и абсолютно бессмысленными с точки зрения предприятия, расходами примерно в 200 миллионов рублей в месяц. Выходит, нам государство поручило охранять здания и имущество, а мы должны еще за это платить. При этом никто и не вспомнит, что сегодня предприятие работает с убытками. Чтобы выжить в дальнейшем, надо заниматься реконструкцией и модернизацией. На это идут большие деньги. Если мы не будем финансировать новые проекты, сработаем по нулям. Но толку от этого... Надо смотреть в будущее.
Вот конкретные примеры. В водочный цех купили новое оборудование, что позволило значительно улучшить качество продукции. Сейчас остро встал вопрос покупки новой линии по розливу вина. В прошлом году мы сработали с убытком в 1,5 миллиарда рублей. Но в то же время вложили в реконструкцию производства собственных средств 1,7 миллиарда. Цифры вполне сопоставимы.

Ценовой нигилизм

По экономическим показателям комбината больно ударила ценовая политика. Сегодня “Этанол” вынужден держать низкую цену на свою основную продукцию. Конкуренция на рынке и так очень высокая. А если бутылка вина дорожает хотя бы на 10—20 рублей, реализация падает в геометрической прогрессии. Люди практически не смотрят на качество потребляемого спиртного напитка. Да, надо признать и то, что выпускаемые в республике плодово-ягодные вина примерно одинаковы у всех заводов. Работают по сходным технологиям, на примерно одинаковом оборудовании.
— Я глубоко убежден, — комментирует ситуацию Иван Данилович, — что через фиксированную цену решать проблемы экономики невозможно. Надо сначала считать затраты и учитывать сложившуюся обстановку на каждом конкретном предприятии. Однако сказанное вовсе не значит, что мы сидим сложа руки. Сегодня во главу угла поставлена политика снижения цен на заготовке сырья. Стараемся исходный материал закупать напрямую у производителя. Хотя приходится работать и с посредниками, с той же потребкооперацией. Наша главная беда в том, что комбинат расположен на территории бывшего завода кормовых дрожжей. На нашем примере можно наглядно наблюдать последствия развала Советского Союза.

И еще о новинках

На дочернем предприятии “Этанола” ведется разработка консерванта для силосования кормов. В Беларуси подобный продукт пока не производится. Завозят его в основном из Финляндии. Достаточно дорогое это удовольствие. Поэтому многие хозяйства работают без применения консерванта. Силосуют корма с солью, другими добавками.
Большую помощь в разработке новых технологий комбинату оказывает научно-технический центр микробиологического института. Партнеры работают над рецептурой консерванта. Сейчас проводится испытание новой продукции в НИИ животноводства. Как только ученые дадут добро, “ЭтанолПласт” приступит к подготовке производства. Благо для этого есть и оборудование, и опыт. Раньше завод работал с аммиачной водой, здесь был химический цех. У “Этанола” 14 километров железнодорожных путей, есть своя железнодорожная станция, которую сейчас арендует Мозырский нефтеперерабатывающий завод. На базе этих зданий и сооружений и создается новый цех. При этом не делается больших капитальных вложений. Оборудование не слишком дорогое. Обойдется оно примерно в 200—250 миллионов рублей.
А самое главное, что к консерванту уже проявили интерес Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Гомельский облисполком.
— Для реализации этого проекта нам нужна финансовая поддержка, — делится планами на будущее директор “Этанола” И.Д.Замулко. — Не подумайте только, что мы стоим с протянутой рукой. Просто так сложились обстоятельства. За прошлые годы предприятие очень задолжало бюджету. 10 миллиардов чистого долга, а с пеней все 16 миллиардов рублей.
— Откуда и отчего такая задолженность?
— Я не вправе бросать камень в огород предыдущих руководителей, — отвечает Замулко. — Но глубоко убежден, что где-то не сориентировались специалисты. Увлеклись договорами мены. При закупке сырья, разумеется. Лично для меня тот отрицательный опыт — повод для серьезных размышлений. А исходя из них, считаю, что нам нужна небольшая отсрочка государства, так называемая передышка. Создадим новые производства и сполна за все рассчитаемся. Сегодня государство разрабатывает правила этой поддержки. Они уже практически есть, но пока реально не работают.
— Скорее всего, вопрос стоит так: нужен ли комбинат “Этанол” вообще?
— Где-то с такой постановкой вопроса согласен. А по большому счету — нет. Мы же государственное предприятие. Государство нас полностью контролирует. Все прозрачно. Каждое наше действие просматривается. Более того, повторюсь, мы готовы осваивать новые виды продукции. И при этом не просим больших капитальных вложений. Всюду и везде прошу понимания и терпения. А как вернуть вложенные государственные средства, мы знаем.

Вино и водка

Вино и водка — пока основная продукция “Этанола”. И на их производстве сконцентрированы основные усилия коллектива. Сейчас ведется работа по освоению новых сортов ликероводочных изделий, особенно водки. Здесь же и проблема выхода на внешний рынок. Белорусский рынок перегружен. Конкретно работаем с Германией. У них к белорусским напиткам есть интерес. Недавно немецкая деловая делегация была в Мозыре, им передали образцы. Говорят, конкурентоспособна. Не уступает сортам из других стран и вполне может быть востребована.
— По качеству водка, производимая “Этанолом”, не уступает образцам конкурентов, — Иван Данилович говорит искренне. — Особенно “Купеческая” и “Директорская”. Они превосходят даже знаменитый украинский “Немиров”. Это не наше мнение. Это мнение экспертов. К тому же золотые медали с выставок о многом говорят. Недавно проводили дегустацию нашей продукции. Появились новые заказчики.

Начиналось все с нуля

У “Этанола”, по словам директора, в отличие от других ликероводочных предприятий, условия производства чуть-чуть лучше. Все дело в том, что  все цеха находятся на одной территории. Спирт не закупается, а производится здесь же. Ко всему прочему, имеется возможность контролировать качество производимого спирта. И всей последующей продукции, соответственно.
— Сейчас работаем над улучшением качества воды. Пока берем ее из городской сети. В Мозыре артезианский забор, и вода достаточно высокого качества и пригодна для любых изделий. Станция обезжелезивания чего стоит. Иное дело — трубопроводы. Их протяженность достаточно велика. А это сказывается. Мы готовы пробурить свои скважины. Намерены закупить свои системы очистки. Пока же пользуемся системой фильтров. Ни для кого не секрет, что качество водки на 40 процентов зависит от спирта и на 60 процентов — от воды.

Стало быть, о спирте

Спирт на “Этаноле” производится только для своих нужд. Комбинат относится к концерну “Белбиофарм”, и с этим сопряжены все организационные вопросы. Производство спирта планирует “Белпищепром”. Естественно, все усилия он прилагает на то, чтобы дать загрузку подведомственным предприятиям. Мощности комбината не учитываются. Об “Этаноле” вспоминают лишь тогда, когда начинается сезон заготовок. Когда кто-то “провалился” с заготовкой зерна. Летом или в сентябре. Самое странное, что спирт тогда нужен и самому предприятию — пик реализации.

Обязательная цифирь

“Этанол” выпускает около 500 тысяч бутылок водки в месяц. Это — 25 тысяч ящиков. А также 1 миллион 700 тысяч бутылок вина. А на выходе еще и 40 тысяч дал спирта. Ежемесячно.
Зерна “Этанол” потребляет 12—14 тысяч тонн. Итоговая цифра зависит от заказа на выпуск спирта.
Что касается ассортимента. В Мозыре упор сделан на сорт “люкс”, 30 процентов — “экстра”, и еще немного спирт высшей очистки. Градация определяется временем окисляемости. По вкусовым качествам все три вида почти идентичны. Иное дело “люкс”. Его качество, по мнению технологов “Этанола” и многочисленных экспертов, зависит от зерна. Лучше всего подходит знаменитое тритикале. Довольно недорогое и очень эффективное.
Как видим, коллектив держит руку на пульсе времени. Все начинания по реконструкции и модернизации весьма эффективны. В будущее “Этанол” смотрит с оптимизмом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter