Источник: Знамя юности
Знамя юности

Узнали, для чего МТЗ пригнал в брестский университет «космический» трактор

По полю на автопилоте

Мощность – 350 лошадиных сил, работоспособность – 24/7, управление – через спутниковую навигацию. Такую технику белорусские аграрии ждут, так как она в разы увеличит производительность труда. Брестскому государственному техническому университету доверена важная миссия – модернизировать и разработать новое программное обеспечение для первого белорусского трактора-беспилотника. «Космический» BELARUS 3523i уже в ангаре вуза. 

Максим Чиж заверяет: трактором-беспилотником управлять легче, чем автомобилем

Студенты, выпускники и преподаватели – в работе будут задействованы несколько групп из специалистов разных направлений при поддержке конструкторского бюро Минского тракторного завода. Вначале предстоит провести анализ функциональности беспилотного трактора, исследовать его возможности, изготовить точную цифровую копию беспилотника для отработки технических решений, затем сосредоточиться на программном обеспечении. Конечная цель исследования – выход производителя на серийное производство беспилотной техники.

Заведующий учебной научно-практической лабора­торией «Промышленная робототехника» БрГТУ Валерий Касьяник признается:

– Участвовать в таком прое­кте – большая удача. Проект подразумевает решение целого комплекса сложных задач – от навигации до безопасности при выполнении сельскохозяйственных операций. Специалисты МТЗ разработали и передали нам техническое задание. 

В числе тех, кому доверено столь важное дело, студент 4-го курса факультета электронно-информационных систем БрГТУ Максим Чиж. Парень берет в руки пульт управления с джойстиками, нажимает на кнопки – и огромные колеса 14-тонного трактора сдвигаются с места. До максимальной скорости в 38 километров в час разогнаться пока негде, но в том и необходимости нет. Максим заверяет нас: этим трактором управлять легче, чем автомобилем, сотрудники МТЗ научили за три дня.

Что может машина, которая, признаться, без кабины выглядит непривычно и даже странно, хотя мощь очевидна? 

– Трактор едет по полю, а оператор сидит в траве на опушке леса с пультом в руках, отгоняет комаров, нажимает клавиши влево-вправо и таким образом руководит процессом, скажем, пахоты? – интересуюсь.

Пульт управления

Студент улыбается: 

– Управление идет через системы спутниковой навигации. Машина самостоятельно запускается по коман­де в удаленном режиме, выходит на трек и следует по нему, выполняя необходимые операции. Оператор нужен только для доставки трактора к полю. 

Проректор БрГТУ по научной работе Николай Шалобыта называет проект примером практикоориентированности обучения:

– В нашем вузе сформированы компетенции по системам беспилотного управления, которые позволяют взяться за то, чтобы изучить данный трактор, произвести анализ компонентов, которые на нем установлены, и сформировать дальнейшие задачи по обеспечению так называемых систем безопасности для этого беспилотника. Многое уже сделано, мы это видим. Что необходимо доработать? В первую очередь системы безопасности, которые связаны с движением, позиционированием, определением препятствий во время работы. Это вызов, сложная задача, которая перед нами стоит, и мы хотим ее решить. 

Предполагается, что трактор в Бресте пробудет три месяца. Николай Шалобыта надеется, что и с этим механизмом, и с другими подобными агрегатами университет надолго:

– Мы в начале большого пути, большого проекта. И это правильное направле­ние. Но беспилотный трактор только первый шаг к созданию полноценной инфра-­структуры цифрового сельского хозяйства. С производством беспилотной техники придется развивать целую индустрию – запускать новые программы обучения операторов-механизаторов, сервисы по их обслуживанию, настройке и так далее.

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter