По полям, по морям

Репортер «СОЮЗа» испытал уникальный вездеход

В этом году суровая зима пришла в Беларусь как никогда рано, уже в середине декабря кое–где намело метровые сугробы. Самое время испытать только что построенный в ЗАО «БелГАЗавтосервис» оригинальный вездеход, предназначенный для полярных исследований.


Вместе с руководителем проекта известным полярником Владимиром Драбо и его коллегами выруливаем из ворот предприятия по направлению к Минской кольцевой. Увы, пробка! Не сбавляя скорости, наша машина под изумленные взгляды водителей перевалила через метровый кювет и понеслась, поднимая облака искрящегося снега, по целине. Сразу стало ясно: вот ее стихия! Огромные, почти полутораметровые в диаметре и шириной 75 сантиметров колеса, изготовленные на белорусском предприятии «Белшина», не дают вездеходу проваливаться в снег и буксовать. А все потому, что удельное давление колеса на поверхность земли на порядок меньше, чем у обычного автомобиля.


Однако наши приключения только начинались. Вот мы нашли участок, изрытый строителями, и мне предложили занять водительское место. Честно говоря, почти на трехметровой высоте почувствовал себя не очень уютно. А вдруг аппарат перевернется!


Но нет! Натужно рыча дизельным двигателем объемом 2,8 литра, наш «луноход» взобрался на вершину холма и тут же ринулся с него вниз. Как будто это торосы где–нибудь в Ледовитом океане.


Владимир Драбо, кажется, остался доволен и машиной, и произведенным впечатлением:


— Трудно даже сказать, чего наш вездеход не может разве что летать, — поясняет он. — Зато способен ездить по глубокому снегу, тундре, болотистой местности. Плавать, причем с полной полезной нагрузкой. Преодолевать крутые препятствия. И это при том, что машина оборудована всем необходимым для автономного путешествия в самых суровых условиях. Есть и лебедка, и автономный отопитель салона, и предпусковой подогреватель двигателя, и система спутниковой навигации, автоматическая подкачка колес и еще многое другое. Мы испытали двухосный вариант, но изготовлена и трехосная машина большей грузоподъемности, способная буксировать вместительный прицеп.


Все это делает минский вездеход крайне интересным не только для полярных исследователей, но и всех, кто живет и работает на российских Северах. Представьте, что в отдаленный поселок нужно срочно доставить доктора. Причем дело может быть не только зимой, но и летом. Пока преодолеть несколько сот километров в обоих случаях можно только на вертолете, поскольку гусеничный вездеход на десятки лет травмирует нежный растительный покров тундры. Но воздушный транспорт стоит дорого. Вездеход на шинах сверхнизкого давления обойдется в десятки раз дешевле и не нарушает растительность. Нужна такая машина и пограничникам, МЧС, охране природы, да много еще кому. В Минске уже побывали представители некоторых соответствующих российских структур. Мнение о новом виде транспорта — самое положительное.


Конечно, появился нынешний вездеход не на пустом месте. Его прообраз Владимир Драбо и его товарищи–энтузиасты построили еще в 1995 году, в рамках масштабной международной экспедиции совершили на нем уникальное автономное восхождение на Южный полюс и вернулись обратно. Американцы, вспоминает Владимир Никандрович, были поражены возможностями этого транспортного средства. Однако вряд ли бы смелые инженерные мечты белорусских полярников осуществились без поддержки руководителя ЗАО «БелГАЗавтосервис» Михаила Супруновича, предоставившего и материальные ресурсы, и производственную базу. Неужели дело только в меценатстве? Михаил Андреевич видит и возможную деловую выгоду и поясняет:


— Для нас и для российской «Группы ГАЗ», которую мы представляем в Беларуси, такие вездеходы — новая рыночная ниша. Они могут быть востребованы не только на севере России, но и в Африке, Юго–Восточной Азии, где традиционный транспорт себя не оправдывает. Это уже подтвердили переговоры с представителями ряда стран. Так что если удастся приобрести дополнительные производственные мощности, мы намерены развернуть производство до 100 вездеходов в год. Для Беларуси это будет выгодный экспорто ориентированный продукт. Для «Группы ГАЗ» — расширение сбыта, поскольку до 70 процентов узлов и деталей в нашем вездеходе — от всем известной «Газели»: кабина, двигатель, рама, главная передача. Хотя все, конечно, приходится переделывать.


Сбудутся ли планы? Хочется в это верить. Впереди — сертификация новой техники в органах стандартизации. Пока же уникальная новинка после нашего тест–драйва отправлена демонстрировать свои возможности в Нижний Новгород на годовое совещание дилеров «Группы ГАЗ».


ДОСЬЕ


Владимир Драбо — участник и руководитель более 30 арктических и антарктических экспедиций, проведенных с участием российских коллег, мастер спорта. Писатель. Действительный член Арктической академии наук (Санкт–Петербург), заслуженный путешественник России.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter