По парламентскому счету

Экономичность и эффективность бюджетных расходов должны стать главными факторами принятия республиканского бюджета на следующий год

Экономичность и эффективность бюджетных расходов должны стать главными факторами принятия республиканского бюджета на следующий год

Кто-то из зарубежных финансистов однажды очень тонко сравнил выработку бюджета с искусством равномерного распределения разочарований. И определенная доля истины в этом есть, ведь при дележе общего бюджетного пирога всем всегда хочется получить кусок побольше и повкуснее. С другой стороны, государственная казна не бездонный мешок, и чем мы ее наполним, то потом оттуда и возьмем. Вот почему очень важно при разработке проекта бюджета исходить из прогноза социально-экономического развития страны на будущий год, соотнести доходы с расходами, максимально точно взвесить все мнения и определить первоочередные статьи финансирования. Естественно, без острых дискуссий в этой работе не обходится, а в спорах, как известно, и рождается истина. Совсем скоро проект республиканского бюджета — 2014 будет направлен на рассмотрение в парламент. А на днях проблематика бюджетного процесса стала предметом живого обсуждения в Овальном зале.

Оценка с пристрастием

О том, что депутатский корпус должен активно подключиться к рассмотрению самого главного экономического документа, Президент Александр Лукашенко заявил еще в начале октября на встрече с Председателем Палаты представителей Владимиром Андрейченко. Тогда глава государства указал на необходимость серьезного критического анализа проекта бюджета со стороны парламентариев и поручил им с пристрастием оценить будущую эффективность предполагаемых государственных расходов. Такой подход продиктован рядом обстоятельств, сложившихся в мировой и национальной экономике. На них указал первый заместитель директора Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Виктор Пинигин.

— Одна из главных проблем — существенное падение экспорта и рост внутреннего потребления. При росте ВВП на 1,1 процента за восемь месяцев (а прогнозировали 8,5 процента) мы имеем рост доходов населения и реальной зарплаты на 20 процентов. Такая ситуация ведет к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса и давления на валютный рынок. Дело в том, что импортоемкость внутреннего потребления составляет около 35 процентов. Это значит, что, увеличивая объемы внутреннего потребления, скажем, на миллиард долларов, мы одновременно на 350 миллионов долларов увеличиваем импорт. Поэтому наращивать внутреннее потребление можно только при увеличении экспорта.

Желания и возможности

С такой арифметикой парламентарии спорить не стали, но “камень в огород” ученых все же бросили. В частности, председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Александр Межуев посетовал на оторванность прогнозов от реальной жизни, когда цены и тарифы порой растут быстрее, чем зарплата. А депутат Виталий Бусько задался вопросом: “Несет ли кто-либо ответственность за неточное экономическое прогнозирование?”.

— Экономисты не могут все спрогнозировать на сто процентов, — отстаивал честь мундира Виктор Пинигин. — Разве можно было предугадать в конце прошлого года калийный конфликт или ситуацию с нефтяным балансом? Даже МВФ каждый квартал корректирует прогноз по мировой экономике.

— И все же не хотелось бы, чтобы в следующем году повторилась ситуация нынешнего, когда вместо запланированных 8,5 процента роста ВВП имеем чуть больше одного процента, — поддержал коллег заместитель Председателя Палаты представителей Виктор Гуминский. — Это следствие недостаточной работы и научно-исследовательского института, и правительства, и прошлого состава парламента, который доверился правительству. Конечно, есть объективные причины, например, тот же калийный кризис. Но нельзя сбрасывать со счетов и субъективные факторы. Почему один СПК работает с прибылью, а рядом, где точно такая же земля, такие же люди, предприятие не вылезает из кризиса? Почему один мясокомбинат может работать на экспорт, а другой постоянно в убытках? Видимо, очень многое зависит и от эффективности менеджмента, и от трудовой дисциплины.

Полная выкладка

Другой вопрос касался корректировки бюджета. Недавно на совещании у Президента правительство сообщило о том, что из-за ухудшения внешней конъюнктуры рынка наблюдается существенное недопоступление доходов в республиканский бюджет. По оценкам начальника главного управления бюджетной политики Минфина Юрия Селиверстова, в текущем году страна может недосчитаться десяти процентов от запланированных доходов. В связи с этим депутаты настаивают на необходимости детальной ревизии в части финансирования госпрограмм.

— В стране огромные бюджетные средства тратятся на развитие образования, чтобы обеспечить все отрасли экономики высококвалифицированными специалистами. Но вступительная кампания этого года показала, что практически во все ПТУ, ссузы и вузы у нас недобор на бюджетные места.

Пока Министерство экономики не будет основным заказчиком подготовки кадров, не определит вместе с Минтруда и соцзащиты, сколько и по каким отраслям готовить специалистов, проблемы останутся. Пора уже говорить не только о качестве, но и об экономике образования, считает депутат Таиса Данилевич.

Тему развила глава парламентской комиссии по бюджету и финансам Людмила Добрынина:

— Тот объемный перечень программ, что мы сейчас имеем, не дает должной экономической эффективности. Распыляются огромные средства, а отдача есть не всегда. Думаю, в проекте закона о республиканском бюджете на 2014 год будут заложены новые подходы к формированию и реализации этих программ. А к Минфину просьба ужесточить ответственность за их исполнение. Должна быть экономическая, экологическая и социальная выкладка по каждой программе.

Льгота как стимул

Еще одна тема для дискуссии — наполнение бюджета. Председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дмитрий Харитончик упрекнул правительство в несовершенстве подходов к крупным предприятиям.

— Сегодня помимо основных налогов они уплачивают в бюджет дивиденды, которые по своей сумме соизмеримы с суммой уплаченных налогов. По сути,  две трети прибыли предприятия отдают в доход государства. А свои инвестиционные программы вынуждены финансировать за счет привлечения дорогих кредитных ресурсов. Это сказывается на финансовом состоянии и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и в целом негативно влияет на экспорт.

Решающая роль в формировании доходной части консолидированного бюджета отводится налогам. Сегодня их доля в наполнении бюджета на уровне 88 процентов, что соответствует мировой практике. К примеру, в США налоги формируют около 90 процентов доходов бюджета, в России и Германии примерно 80 процентов, в Японии — 75 процентов. По словам заместителя министра по налогам и сборам Эллы Селицкой, с 2006 года в налоговой системе многое изменилось в лучшую сторону, что позволило Беларуси в мировом рейтинге по показателям налогообложения за два года подняться на 54 ступени. 

— Сейчас нужно провести оптимизацию налоговых льгот, проанализировать, насколько они эффективны для экономики. Важно, чтобы налоговые льготы не расхолаживали наши предприятия, а стимулировали их и экономику в целом на развитие, — считает Людмила Добрынина.

В другом аспекте вопрос поднял депутат Валерий Гуща, по словам которого  сегодня в стране немало официально безработных людей, живущих на широкую ногу. При этом они не платят налоги, но пользуются теми же социальными благами, что и все работающие, хотят ездить по хорошим дорогам, получать бесплатную медицинскую помощь, качественное образование, платить за услуги ЖКХ по тарифам, не полностью возмещающим их себестоимость. Такая позиция, по меньшей мере, не справедлива, в связи с чем законодатель предложил проработать механизмы для выявления источников доходов этих людей с последующим их налогообложением.

Состоявшаяся дискуссия наверняка стала очень полезным этапом совместной работы правительства и депутатов по подготовке законопроекта о республиканском бюджете. “Главное в этой работе — внесение конструктивных предложений исходя из состояния нашей экономики, возможностей и потребностей бюджета, тех социальных программ, которые обеспечивает государство, — подчеркнул Виктор Гуминский. — А конечным результатом должно стать принятие пакета качественных, эффективных законопроектов, что будет реальным вкладом парламентариев в законодательное обеспечение стабильно устойчивого развития страны и повышения уровня благосостояния граждан”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter