По одежке встречают

Какой должна быть современная упаковка, чтобы белорусская продукция могла достойно конкурировать с зарубежной?

Какой должна быть современная упаковка, чтобы белорусская продукция могла достойно конкурировать с зарубежной и какое переферийное обрудование при этом использовать? Маркетологи утверждают — удачно подобранная упаковка, созданная например с помощью оборудования http://npfms.ru, сама продает товар. Продуманная дизайнерами до мелочей, она может не только подчеркнуть его достоинства и скрыть недостатки, защитить от внешнего воздействия, создать удобство при транспортировке, но и проинформирует потенциального покупателя о свойствах и качествах покупки. Наряжая свой товар в фирменные “одежки”, современные производители в условиях рыночной конкуренции стараются перещеголять друг друга броскими логотипами и запоминающимися обертками, не забывая при этом рекламировать свою продукцию. И что бы мы ни покупали — пачку чая или пылесос — десятую часть от цены платим за упаковку. Как же обстоят дела с отечественной упаковкой, насколько она повышает рейтинг товаров и количество продаж? И на самом ли деле покупатели “ведутся” именно на “одежку”?

Это и пыталась выяснить “НГ”.

Была б обертка по карману

Чтобы получить ответ на этот вопрос, корреспондент “НГ” решила провести небольшой эксперимент и изучить потребительский интерес в столице и регионах, посетив в трех магазинах молочный и кондитерский отделы. Выяснилось, что яркость упаковки не является определяющим критерием при выборе товара. Для покупателя важнее качество и вкус самого продукта, доступная цена, удобство и практичность упаковки. — Почему вы выбрали молоко и сметану в мягком пакете? — спрашиваю у Елены, мамы двоих детишек, в одном из супермаркетов столицы. — Вас не смущает, что такой пакет неудобно хранить? — В мягкой упаковке молоко дешевле, чем в картонной или ПЭТ-таре. А хранить не сложно — дома переливаю молоко в стеклянную посуду, — отвечает женщина. — Так же поступаю и со сметаной. Для меня упаковка не имеет значения. Главное — приемлемая цена. Рядом пожилая женщина берет со стеллажа пакет молока в упаковке с длительным сроком хранения. — Много молока не употребляю, а на этой упаковке экономлю! Она долго сохраняет продукт свежим, пакет можно открывать и закрывать, что очень удобно, — поясняет покупательница. Четверо студентов подошли к кассе с молоком и кефиром в картонных полулитровых пакетах. Как обмолвились сами, “всегда покупаем на один раз”. И в кондитерском отделе у каждого покупателя оказались свои предпочтения. — Собираемся с женой в гости, — отозвался средних лет мужчина с отечественной коробкой конфет за 109 тысяч рублей. — Белорусские конфеты хороши тем, что и упаковка празднично оформлена, и содержимого в ней достаточно. Импортные тоже красочные, но вскроешь упаковку, а лакомства, как говорится, на один зуб. Да и цены повыше наших. Возле соседнего стеллажа немолодой покупатель высматривал любимые барбариски. — Всегда покупаю эти карамельки, такие же на вкус и вид, как тридцать лет назад, — пояснил он. — Пью с ними чаек и вспоминаю молодость. Впрочем, не всякая обертка и упаковка, внешний вид которых сохранился с советских времен, вызывают у покупателей такое же желание. Овощные консервы белорусского производства все еще нередко в стеклянных банках под металлическими крышками, которые очень неудобно от- крывать. Но и на них находятся покупатели: хозяйки, использующие банки для домашних заготовок.

Покупатели-однолюбы

Товаровед магазина одной из торговых сетей столицы Татьяна Иванова поделилась своими наблюдениями. По ее словам, покупатели охотнее берут мясные и рыбные изделия, упакованные в прозрачную тонкую пленку — видно качество продукта, его можно потрогать. Приобретая молочные продукты, покупатель прежде всего обращает внимание на прочность тары. Замечено также, что иногда малейшие изменения в оформлении товара, даже в лучшую сторону, настораживают потребителя, а производитель при этом проигрывает. Казалось бы, почему так происходит — вроде обертка шоколада, чипсов или мороженого стала ярче и красочнее, а спрос на них снизился? Ответ простой: знакомый вкус продукта обычно ассоциируется с привычной его подачей, блестит на нем обертка или нет — для покупателя-однолюба не так уж, оказывается, и важно.

Круговорот стеклотары в природе

В прежние времена упаковка хоть и была невзрачной, но с ней не было хлопот с точки зрения утилизации. Молоко, кефир, газированную воду, консервированные фрукты и овощи мы покупали в стеклянных бутылках и банках. Посуду эту сдавали в специальные приемные пункты, и она вновь попадала на производство. Происходил как бы “круговорот стеклотары в природе”. А сегодня наши города окружают горы полиэтиленового мусора. И переработать такую тару нельзя для вторичного употребления, и утилизировать непросто. К слову, в европейских странах опять возвращается практика использования экологически чистой упаковки. Мясные продукты в магазинах отпускают в пергаментных пакетах, часть молока и йогуртов — в стеклянной посуде. И покупатели не сетуют, что бутылки и баночки приходится сдавать обратно. Они понимают остроту проблемы сохранения окружающей среды.

Экологически чистая, но не дешевая

Производители и ученые всех стран, в том числе и Беларуси, ищут возможные пути утилизации полимерной упаковки. Модным ноу-хау последних лет стало производство биоразлагающихся упаковочных материалов, способных самопроизвольно распадаться под влиянием факторов окружающей среды. Но, как пояснил руководитель группы тары и упаковки Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию Александр Темрук, в реальности данная технология требует дорогостоящего строительства специальных компостных ям, в которые запускают особые виды микроорганизмов. Они способны при определенной температуре и влажности переработать отходы. По мнению Александра Владимировича, при отсутствии соответствующих инфраструктур выпуск биоразлагающейся упаковки теряет смысл. Она стоит в разы дороже обычной, что также является сдерживающим фактором для организации производства. Тем не менее поиск новых решений в этой области продолжается. Ученые высказывают предположение, что экономически обоснованные технологии производства и утилизации биоразлагаемых упаковочных материалов будут разработаны в ближайшем будущем.

Упаковка или “маскировка”?

Что касается такелажных свойств и удобства упаковки, то и на этом пробуют хитрить недобросовестные производители. Случается, что непрозрачная пленка и фольга прикрывают ненадлежащее качество товара или маскируют недовес. Общая масса вроде как совпадает с той, что на этикетке. Но за пестротой мелких надписей не определить, чего больше в емкости с селедкой или салатом — растительного масла, овощных добавок или основного продукта. А ведь упаковка — это своего рода визитная карточка не только товара, но и предприятия. Стоит покупателю хоть раз “обжечься” на таком обмане, он будет обходить стороной магазин, где ему предложили такой товар. Какой все же должна быть упаковка, чтобы белорусская продукция могла достойно конкурировать с зарубежной? — Мы используем как отечественную, так и импортную упаковку.

Объем белорусской — более пятидесяти процентов от общего количества, — пояснила заместитель начальника отдела продаж КУП “Городской молочный завод № 1” г. Минска Инна Кордас. — Требования и к той и к другой предъявляем высокие, ведь от этого во многом зависит рейтинг нашей продукции на рынке. Радует то, что упаковка отечественных производителей становится лучше и качественней. Ведь тара для молочной продукции сегодня должна быть стильной, красивой, удобной для покупателя. А также — прочной. Тогда продукт в ней смотрится аппетитно и выигрышно.

Татьяна КОРЗУН, маркетолог: — Неудачно упакованный продукт будет плохо продаваться и тем самым кроме убытков ничего не принесет производителю. Магазину такой товар тоже доставит неудобства. Тот, кто внедряет в производство упаковку нового поколения, не отстает от достижений упаковочной индустрии и сразу получает значительную прибавку в объемах реализации.

Тамара БЕЛЬСКАЯ, заместитель председателя ОО “Белорусское общество защиты потребителей”: — Упаковка должна быть современной и качественной, но не забывайте хорошую пословицу: “Не все то золото, что блестит”. Есть покупатели, для которых главное — внешняя мишура и яркость товара, а на его качество они обращают внимание в последнюю очередь. И зачастую попадают в неприятные ситуации. Надо быть бдительными и помнить, что иногда броская упаковка — это лишь ход для привлечения внимания покупателя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter