Покупка с претензией
Наши люди не умеют грамотно приобретать товары и услуги, а это — целая наука. Да и импульсивности им не занимать, поясняет председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. Она же называет типичные ошибки: то чек за новый телефон не берут, то стесняются попросить курьера проверить работоспособность пылесоса, то не могут сказать «нет», когда к ним в дом приходит миловидная девушка и предлагает за бешеные деньги купить набор кастрюль или одеял. А потом страдают. Кто-то — молча, под укоряющим взором супруги или супруга, а кто-то решает вернуть деньги с помощью специалистов.
Так, за январь—июль нынешнего года юристы Белорусского общества защиты потребителей уже заявили суммарно 335 претензий, в том числе исков в интересах потребителей. Вполне ожидаемо, что их будет еще больше: в августе число звонков заметно увеличилось. Спрашивают граждане, как вернуть путевку в Турцию, найти продавца товара, купленного в интернет-магазине, оспорить качество работ в частных домах и отстоять свои права в долевом строительстве. Между тем жалобы на купленные в спешке кастрюли и ножи не заканчиваются. Совет специалистов: в последнем случае новую посуду и постельные принадлежности можно вернуть в течение 14 дней. Если к продавцу далеко ехать, можно оформить доверенность на друга.
— Прежде чем что-то покупать в интернет-магазине, проверьте, есть ли он в Торговом реестре. А затем изучите главную страницу онлайн-объекта. Там должны быть указаны название магазина, его местонахождение, УНП продавца, реквизиты в реестре, данные о режиме работы, а с декабря еще и информация о способах дистанционной оплаты. Не пропустите страницу с техническими характеристиками, сведениями о производителе и поставщике, датой изготовления и гарантийными сроками. При доставке просите чек, гарантийный талон, инструкцию по эксплуатации и технический паспорт на русском языке. Если говорят, что инструкцию можно найти в интернете, значит, вам предлагают «серый» телефон. Вполне возможно, он через две недели сломается, а сервисный центр не возьмется его чинить. Покупаете дорогостоящий товар — сделайте на всякий случай скриншот страницы магазина и заказа, — обращает внимание заместитель начальника управления защиты потребителей и контроля за рекламой Минторга Ольга Кравцова.
Если все же возникли нарекания на покупку, первым делом следует обратиться к продавцу и потребовать замены товара. А то и вернуть деньги. Отказ — мол, сначала сходите в сервисный центр — не принимается. Другое дело, когда услуга оказана некачественно. Тогда сначала придется подождать, пока ее не переделают, например, не поставят новые набойки. Не вышло во второй раз хорошо — можно просить деньги назад. Не наладился диалог — обращайтесь в райисполком по месту нахождения торговца. И только потом в другие инстанции.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга КРАВЦОВА, заместитель начальника управления защиты потребителей и контроля за рекламой Минторга:
— Структура обращений в последние годы остается практически неизменной. Примерно половина приходится на нашу сферу. Это объяснимо: мы — отраслевой орган, люди идут к нам. Потому и нарекания на бытовые услуги они адресуют именно нам. Много жалоб на услуги ЖКХ — 12 процентов. Платные медицинские услуги нам дают около 8 процентов — в основном стоматология. Жалоб на услуги общественного питания мало — всего 2 процента за прошлый год. Наверное, пытаются решать вопросы на месте. Или оставляют без решения, потому что сложно доказать. В последние полтора года было только одно обращение по поводу услуг турфирм. Видимо, начало работать с гражданами отраслевое министерство.
НА ЗАМЕТКУ
Чуть больше года действуют новые правила торговли и общественного питания, однако далеко не каждый потребитель с ними знаком. Итак, самые спорные, пожалуй, вопросы: может ли покупатель со своими вещами войти в торговый зал? Отвечаем: да. Но класть товары, взятые с полок, в сумки нельзя. Если вы были за таким замечены, на выходе охранники магазина могут попросить показать вещи либо вызвать для этой процедуры участкового, если в помещении нет «смотрителей». Инвентарную корзину покупатель может брать по желанию. Равно как и выносить за линию касс. Раньше таким образом магазины радели за сохранность инвентаря и стимулировали покупать пакеты, поясняют в Минторге. Сейчас корзины и тележки можно перемещать до камер хранения, некоторые магазины разрешают и до машин.
Еще один любопытный нюанс: скидки магазины должны предоставлять исключительно от розничной цены, а не от торговой надбавки. Кроме того, товар, выставленный на палетах (специальных подставках) в торговом зале, должен быть распакован, чтобы покупателю не пришлось разрывать пленку, доставая бутылку воды или пачку стирального порошка.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
За семь месяцев с начала года в Белорусское общество защиты потребителей обратились около 4 тысяч человек. Примерно в половине случаев они жалуются на жилищно-коммунальные услуги. Или, проще говоря, на неправильно установленные двери и окна — в большинстве случаев.
m_druk@mail.ru