Не все полезно, что в рот полезло

По обе стороны прилавка

Недавно в очередной раз порадовался за белорусскую молочку. В магазине, где обычно покупаю продукты, заметил, что хозяйки торопливо разбирают творог прямо с тележки. Попробовал. И в самом деле вкусно. Творог этот стали производить недавно в одном из райцентров, и он быстро нашел своих гурманов. Молодцы все, кто его делает. Сегодня трудно удивить покупателя чем-то новеньким.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

В нашем микрорайоне, кроме двух прежних продовольственных магазинов, выросли еще три супермаркета. Мощные современные сооружения. Любо-дорого на них глянуть и снаружи, и внутри. Времени у меня сейчас достаточно, и я нередко, совершая какие-нибудь незначительные покупки в этих супермаркетах, засиживаюсь в расположенных здесь кафешках за чем-нибудь вкусненьким.

Как-то, попивая фирменный облепиховый чай и закусывая итальянским круассаном, задумался: а поспевает ли наша торговля за всем этим внешним блеском? Улучшилось ли качество продуктов, обслуживания…

Однозначного ответа я так и не нашел, но все же поделюсь своими сугубо субъективными наблюдениями.

Заметил, например, что нередко в таких торговых центрах проблемы возникают с рыбой. Там, где я сидел, начали здорово — завезли свежие морепродукты, неплохой ассортимент рыбы. Однако не прошло, как говорится, и полгода, как блеск этот исчез. Даже невооруженным глазом можно увидеть, что продукция на прилавках не первой свежести. Не радует здесь и выбор замороженной рыбы. Я стал покупать в кулинарном отделе своего, отечественного карпа, но быстро отказался и от этой затеи. Он попахивал болотом и был не совсем аккуратно почищен. И я как-то приуныл. Хотя, конечно, понимаю и проблемы хозяев. Могу подсказать им более чем простую идею. Не жадничайте и не экономьте на рекламе. Что-то нигде не видел сюжетов о том, как полезны для здоровья выращенные в наших местных условиях форель, судак, угорь, да та же щука. Только обработайте их тщательнее и продавайте в том же кулинарном отделе вкусными. Получше можно обращаться и с морской рыбой. Почему бы, если видите, что товар залеживается, не сбросить эти баснословные цены? Так ведь во всем мире делают. Даже на многочисленных базарчиках на Африканском континенте, но только не в подобном нашему европейском супермаркете.

В другом таком же красивом магазине странные, но очень уж знакомые из нашего недалекого прошлого манипуляции. Продавцы заметили, что мандарины становятся мягкими, убрали их с лотков, увязали в сеточки, положили туда, где рядом находились и крепенькие, и уже подпорченные… Наив­но и глупо… Мандарины здесь совсем перестали покупать.

В другом месте пошли на другую уловку. Менее заметную, но такую же бе­зобразную. Среди вполне вкусных и сладких мандаринов встречались смешанные с ними кислые и более дешевые. Разумеется, по одной цене. Так якобы получилось…

Справедливости ради надо сказать, что никто из торговцев сейчас не дискутирует и не возмущается, когда их уличают в чем-то подобном. Когда я, уже рассчитываясь на кассе, попытался вернуть начавшего стремительно набирать неприятный запах палтуса, то передо мной вежливо извинились и даже предложили какой-нибудь бонус. Какой именно, извините, не помню, ибо был сильно расстроен.

Что касается самого обслуживания в подобных шикарных центрах, то здесь претензий все меньше. Это не базар, где вас могут еще и обругать, если вам что-то не понравилось. Как психолог заметил интересную деталь. Продавцы постарше в этих супермаркетах еще могут по былой привычке нахмуриться и невежливо что-то пробурчать. Зато на молоденьких любо-дорого посмотреть! Их вышколили с первых шагов. Недавно понял, почему они не расстаются с улыбкой…

Расплачиваясь на кассе, где работала девчонка-стажер, увидел, что развалился кусок пиццы, и посетовал на сей счет. Тогда кассир посоветовала мне вернуться и заменить покупку. Я так и поступил. И вот новая встреча с той же девчонкой через пару недель. Она весело воскликнула: «А я вас помню, вы пиццу меняли, когда я еще стажером была на этой кассе!» Я улыбнулся, глядя на нее. По всему было видно, что она гордится или, скажем так, вполне довольна своей работой. Вот это и есть отличительная черта нового поколения продавцов. Те, из моего поколения, тяготились своей непрестижной работой, и потому нередко хмуро смотрели на жизнь. Эти же просто радуются жизни и тому, что оказались при деле.

Подводя итоги, скажу, что нельзя не заметить, как сильно шагнула вперед наша торговля. Не только благодаря новым технологиям, но и конкуренции. И все же эти шаги вперед даются непросто. Нет-нет, да и напоминают о себе родимые пятна прошлого — попытки обсчитать покупателя или втюхать ему некачественный продукт. Поэтому и самим надо быть бдительными. Так вместе мы быстрее и сделаем те недостающие шаги вперед.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter