Как общественные организации наживаются на "просрочке" ?

По обе стороны прилавка

Что вы делаете, когда находите просроченный товар в магазине? Можно показать его продавцу или директору, оставить запись в книге замечаний и предложений. В крайнем случае самостоятельно или с помощью обществ по защите прав потребителя сообщить об этом нарушении в исполком или в Минторг. Проверка долго ждать себя не заставит. А там торговцу и до штрафа недалеко. Многих ретейлеров это мотивирует к наведению порядка на своих прилавках. Так, если раньше торговая инспекция находила просрочку в 70—80 процентах магазинов и кафе, то сейчас только в 40—50. 


Да и случаи эти уже не такие вопиющие, как прежде, отмечает начальник управления контроля потребительского рынка — торгинспекции Минторга Валерьян Беспалый. Отчасти повлияли суммы наказаний — раньше суды выписывали штрафы в среднем в размере 30—50 базовых величин, сейчас увеличили их до сотни-двух. В общей сложности торговля и общепит заплатили за всевозможные нарушения в прошлом году более 12 миллиардов рублей. 

В Минторге обращают внимание: проверять магазины могут только госорганы. Однако в последнее время контролем активно занялись и отдельные общества потребителей, которые для защиты наших с вами потребительских интересов отправляются в «рейды». Зачастую просрочку они находят. Ее тут же спешат купить и, не отходя далеко от кассы, предлагают руководству магазина два варианта развития событий: или позвонить в торгинспекцию либо санстанцию, или, в качестве альтернативы, решить вопрос мирным путем. Например, записаться на платные курсы в организацию, которая обучит «нерадивых» продавцов правилам торговли. И тут же вручают счет-фактуру. Стоимость учебы не маленькая — от 400 тысяч до 2 миллионов. Это ощутимый минус в скромной зарплате продавца, но меньше, чем штраф, который может выписать суд. К тому же на занятиях даже присутствовать необязательно. И многие продавцы, а то и завмаги соглашаются «замять» дело. Тем более что магазинам порой присуждают выплатить не только потраченные на покупку деньги, но и компенсацию морального вреда жалобщикам. Был случай, когда за просроченный канцелярский скотч и лак для волос выписали штраф по максимуму — 500 базовых величин. 

— Мы проследили по счетам: от юрлиц в девять крупных коммерческих структур, которые предлагают данное обучение, поступает около 1 миллиона долларов в год. О суммах от физлиц можно только догадываться — мало кто из продавцов признается своему руководству в оплошности. Да и далеко не каждый руководитель сделает это. Например, лишь три крупных сетевика рассказали, что только в первом квартале прошлого года перечислили более 1,1 миллиарда рублей на подобные курсы. Так что данные наши неполные и отражают не всю картину, — обрисовала ситуацию на круглом столе в Минторге исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская.

Тем не менее масштабы впечатляют. Причем касается это не только сетевых магазинов. Вот как обстоят дела в Минской области:

— Мы запросили информацию у крупных сетевых компаний, Миноблпотребсоюза, госпредприятий, которые формируют примерно треть товарооборота, — дополняет начальник управления торговли и услуг облисполкома Татьяна Шевцова. — За 11 месяцев прошлого года на такие курсы записалось свыше тысячи человек, которые заплатили более 700 миллионов рублей! А сколько еще отказалось! Вот вам пример. Когда к нам приходит обращение о торговле просрочкой, к которому прилагается чек, где все товары с просроченным сроком, мы начинаем разбираться. В 90 процентах случаев оказывается, что гражданин, назвавшись представителем «общественного объединения», два часа «лопатил» магазин. После чего предложил уладить вопрос «полюбовно», но продавцы отказались. 

И подобных примеров, оказывается, немало. Один из крупных сетевиков, решивший искоренить просрочку, даже провел собственное расследование. Изучили записи видеокамер и установили, что некоторые «проверяющие» работают в команде: сегодня один взял, скажем, детское питание и спрятал его в стиральных порошках, через два дня второй его оттуда извлек. Или вот еще кадр: кассир заметил просрочку и предложил поменять товар — покупатель буквально вцепился в упаковку и тянет в пакет. Лица и имена таких «ходоков» примелькались продавцам, оттого некоторые общественные организации начали нанимать на работу свежие кадры, например студентов.

Сложилась абсурдная ситуация, когда на благом, казалось бы, деле вырос достаточно мутный бизнес. Так что «виноватые» магазины впору защищать от хитрых дельцов, якобы радеющих за права потребителей. В одиночку Минторг разобраться здесь не может: проблема лежит в плоскости интересов многих ведомств. Представители Минздрава, Госстандарта, Минобразования, МНС, МВД, которые были на круглом столе, сходятся во мнении, что с ходу ничего не решить: уж слишком много нюансов в проблеме. 

Консультант отдела повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования Татьяна Кривонос, например, поясняет: подобные курсы относятся к нелицензируемым видам деятельности, а значит, проверить их Департамент контроля качества образования не может по действующему законодательству. Теоретически этим могли бы заняться представители отделов образования в районах, но у них и без того забот выше крыши. Принимать новые нормативные акты, в том числе вносить изменения в проект Кодекса об образовании? Ведомство не скрывает, что эту сферу не хотят излишне «зарегулировать». К тому же «прикрыть» такие курсы тоже не выход, обращает внимание председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша, потому как порядочные организации лишатся чуть ли не единственного источника заработка: они добровольно приглашают граждан на встречи и разъясняют их права. 

А что скажет силовой блок? Ведь, казалось бы, налицо навязывание услуг, понуждение к заключению договоров, мошенничество, не скрывают эмоций представители Минторга. 

Старший оперуполномоченный ГУБЭП  КМ МВД Валентина Барановская просит быть аккуратными со словами: ни под 208-ю («Вымогательство»), ни под 246-ю («Понуждение к заключению договора») статью УК  эти моменты не подпадают. Мол, обязательным условием является угроза применения насилия —  физического воздействия на гражданина или его семью. Да, нормы прописывали в лихие 1990-е годы. В итоге, когда проводится проверка по таким обращениям, а  счет идет на десятки, оперативники ни к чему не приходят. Более того, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела материалы проверки направляются в Следственный комитет. И он не усматривал по аналогичным фактам никакого состава преступления, делятся примерами из практики представители ведомства. 

Нужного рецепта с ходу не появится, резюмировала замминистра торговли Ирина Наркевич. Она призвала коллег объединиться, чтобы решить проблему. Первым шагом станет информирование — продавцам расскажут, как действовать, если им будут навязывать подобные курсы. «Вместе с Национальным центром законопроектной деятельности, Верховным Судом, министерствами внутренних дел и образования проработаем вопрос об изменении законодательства об образовании, определив, кто может иметь право проверять подобные курсы, и ужесточим ответственность за шантаж и вымогательство в Уголовном кодексе», — предупредила замминистра.

МНЕНИЕ В ТЕМУ

Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга:

— Мы ни в коем случае не защищаем магазины-нарушители, у которых есть просрочка, а призываем их работать лучше. Да, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребители имеют право объединяться в общественные объединения, основной задачей которых является информирование и просвещение граждан в сфере защиты прав потребителей. В сложившейся же ситуации те действия, которые совершают лжеобщества потребителей, ничего общего с защитой не имеют. Их основная цель — собственная нажива. Называясь общественными объединениями, они порочат защиту прав потребителей в целом и наносят вред репутации добросовестных коллег. Мы проанализировали предоставленную Ассоциацией розничных сетей информацию об организациях, которые ходят в рейды по магазинам. Из 28 организаций 17 являются коммерческими, их учредители — граждане. А значит, эти организации по закону не могут заниматься общественной защитой прав потребителей. При этом 14 из них были созданы в последние два года. Полагаю, единственный способ борьбы с таким явлением — отказ от оплаты навязываемых услуг. А чтобы зафиксировать факт шантажа, лучше вызвать милицию.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter