Пройти Горынь или сохранить бюджет? В Столинском районе разбирались в целесообразности строительства переправы, которую требуют сельчане

По мосту навстречу друг другу

Корреспондент «СГ» выехала на место, в Столинский район, чтобы оценить масштаб проблем, которые создает непокорная Горынь

Если в известной песне «на том берегу незабудки цветут», то у жителей деревни Хорск Столинского района тот самый берег ассоциируется больше не с цветами, а головной болью. В редакцию «СГ» обеспокоенные сельчане написали коллективное письмо: Хорск и соседний Давид-Городок, куда многие направляются на работу, в поликлинику, да и просто за покупками, разделен бурной рекой Горынь. Когда погода балует теплом, сооружают понтонный мост. На зиму его убирают, и до Давид-Городка сельчанам нужно нарезать в обход по нескольку километров. А ведь в деревне немало пожилых людей, для которых такое путешествие — проблема. И, пережив очередную зиму, сельчане настаивают: к следующему холодному сезону желаем стационарный мост. Но бюджету вытянуть такую стройку тоже совсем непросто. Как быть?


По понтонам далеко не уйдешь

Река, полноводно разливающаяся по югу Беларуси и части Украины, не всегда была для сельчан из Хорска такой проблемой. Свое русло она поменяла в 1980-х, когда здешние земли затронуло масштабное наводнение. Тогда одни потеряли крышу над головой, другие едва не засыпали на чемоданах в страхе, что станут следующими. Ранее Горынь проходила через Давид-Городок, и, когда разлившаяся река чуть не смыла город, ее русло пришлось искусственно изменить. «Когда с наводнением справились, ученые создали проект, где для Горыни необходимо было прорыть новый канал, чтобы река текла не через город, а возле наших деревень, и поставить дамбы, чтобы защитить от наводнений. Также в проекте был мост, ведь новое русло реки отрезало нас полностью от Давид-Городка. Но местные чиновники того времени облегчили проект: река действительно пошла по-новому, а мост построили в 3,5 километра от нашей деревни, тем самым значительно увеличив расстояние между деревней и городом. Пешком столько не пройдешь. А если бы был прямой переход, то путь был бы не больше километра-двух. Послушав объяснения, в тот год нам пообещали построить подвесной мост, но так ничего и не сделали», — говорится в письме.

С 2000-х на теплое время года через Горынь начали наводить понтонный мост. Но сельчане хотят пользоваться благами вне зависимости от капризов погоды. «Пожилые люди не могут спокойно посетить поликлинику, аптеку, больницу, магазины и рынок. А ведь многие наши работают на том берегу, — говорится в письме. — Поэтому просим о помощи: поспособствуйте строительству хоть какого-то сооружения, чтобы могли перейти канал без особых неудобств и зимой и летом».

Неуникальная проблема

Иду на встречу с председателем Хоромского сельисполкома — Анатолий Скребец в курсе всех проблем сельчан. Что он думает о непраздной проблеме? Никто, заверяет он, не брошен на произвол судьбы, власти понимают трудности людей, ведь многие из Хорска в Давид-Городке работают или лечатся, поэтому из деревни в город пустили необходимое количество автобусов:

— Автопарк № 12, который занимается перевозкой людей из Хорска, постоянно мониторит ситуацию. И если желающих поехать на транспорте больше, чем мест, то незамедлительно организуется дополнительный рейс. Автобусы ходят несколько раз утром, днем и даже поздним вечером. А еще практически у каждого есть личный транспорт или дети, которые могут подвезти в случае срочной необходимости. Но даже если форс-мажор, на помощь всегда приходят местные милиционеры, исправно приезжает скорая. А еще неизменно отзывчиво на проблемы реагируют сотрудники сельисполкома и райисполкома.

Вообще, как мне объяснили, проблема Хорска неуникальна для Столинского района. Такой же понтонный мост перебрасывают на теплое время и между деревнями Рубель и Бережное. Но там объезд в случае его отсутствия и вовсе 30 километров. Есть и другие примеры. Если от деревни Семигостичи построить мост до Лунинца, то это позволит на 70 километров сократить дорогу Столин — Минск. Но во всех случаях сельчане понимают нецелесообразность и расточительность такого строительства. Скажем, в последнем примере сокращение дороги до столицы — без малого 35 миллионов рублей, а также часть вырезанного заказника, через который может пройти мост.

И все же один из авторов письма Алексей Якимович не согласен с автобусным сообщением как решением наболевшего вопроса и настаивает на своем. Аргументы?

— Автобусы из Хорска и Давид-Городка ходят 5—6 раз в день. Но если я, например, выезжаю в поликлинику в семь утра, а в девять уже свободен, то следующего мне нужно долго ждать. И когда мои дети из Гомеля приезжают, им обратно выбираться домой довольно затруднительно. Просить, чтобы кто-то подвез? Местные меньше 20 рублей за услугу не берут. К тому же в этом году понтонного моста у нас из-за льда не было несколько месяцев. Но что важно: по тонкому льду многие сельчане стараются сократить путь через реку, а это риск для жизни. А мост эти риски минимизировал бы, плюс останется потомкам. То, что в Хорске люди не хотят оставаться, постепенно разъезжаются, происходит во многом из-за того, что он отрезан от Давид-Городка.

Переправа или жилые дома?

С заместителем председателя Столинского райисполкома Сергеем Стовбой беседую долго. И понимаю: он досконально изучил вопрос, знает все нюансы проблемы и ни в коем случае не отмахивается от «надоедливых» хорсчан. Мне дает подробнейший расклад:

В этом году сельчане остались без понтонного моста на несколько месяцев, но сегодня к Давид-Городку можно пройти без препятствий.
— Вариантов исключения подтопления Давид-Городка и, следовательно, организации путепроводных связей было несколько. Первый — построить защитную дамбу, сделать по ней объездную дорогу, установить мост и дорожную развязку, как есть сейчас на окраине города. Второй — все то же, но только где сейчас установлен наплавной пешеходный мост от Хорска в Давид-Городок. Применение первого варианта было экономически и технически обосновано.

Реализация второго варианта — на словах вроде удобно, а на деле? Река Горынь судоходная, значит, мост должен быть достаточной высоты, чтобы проходили суда. И ширина реки немаленькая — около 100 метров. К конструкции моста требуется построить подъездные пути, а те должны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации сооружения и безопасности движения. Следовательно, при реализации данного варианта были бы затронуты интересы граждан, вдобавок необоснованное увеличение затрат на строительство.

— Давид-Городок небольшой, путепроводные связи с развязками врезались бы в окраины города, и для их обустройства пришлось бы снести десятки домов. На строительство нового жилья потребовалось бы немало средств, так необходимых району для решения внутренних проблем, — аргументирует руководитель. — При расчете-обосновании примененного первого варианта учитывались все условия и конструктивные особенности, которые поспособствовали правильному принятию решения.

Услышав такие доводы на встрече в райисполкоме, сельчане согласились — дорого и нецелесообразно. Так сделайте, говорят, нам тогда пешеходный мост.

— Но принцип строительства был бы тот же. Все равно пришлось бы видоизменить черту города и создать неудобства горожанам. Только геометрия конструкций и сооружений другая и объем финансовых средств. Построить подвесной мост? Завтра потомки решат водить суда через весь район. Мост должен быть установлен так, чтобы под ним мог пройти речной транспорт. А как тогда обеспечить комфортный подъем на мост? Выполнить объемные сооружения пешеходных связей с большой протяженностью, установить подъемник или под сотню ступенек? Как учесть интересы разных категорий граждан? — взвешивает все за и против Сергей Александрович.

Изучаем экономику вопроса. Построить пешеходный стационарный мост — ориентировочно 9,5 миллиона рублей. Цифра немаленькая — например, Столинщине выделяют из бюджета на содержание уличной дорожной сети района около 3,5 миллиона в год. Получается, что возведение переправы на три года может заморозить строительство и ремонт дорожного покрытия по всему району. Или на медицину в прошлом году здесь затратили почти 2,9 миллиона и примерно 2,2 миллиона в текущем на противодействие COVID-19. Сравнимы ли эти цифры? На одной чаше весов — нежелание объехать 5,6 километра определенной категорией граждан, а на другой — жизни и здоровье людей и стремление решать более важные проблемы в районе, чтобы жителям и гостям было комфортно и удобно жить.

— Было принято решение установить наплавной мост. Он разводится только в период образования льда на реке. На Брестчине не было сильных морозов года три, в 2019-м они продлились недели две. А на содержание моста для поддержания его в технически исправном состоянии каждый год затрачивается около 2—3 тысяч рублей, — комментирует заместитель председателя райисполкома.

От автора

Выслушав мнения сторон, попытаюсь сделать вывод. Позиция райисполкома вполне понятна, да и импонирует, что при встрече с журналистом госслужащие не отмахнулись от вопросов, как это иногда бывает, не отделались общими фразами. Очевидно, что они прекрасно знакомы с положением вещей, идут на диалог с сельчанами или стараются его выстраивать. А Сергей Стовба еще и пояснил: из любой, даже сложной ситуации можно найти выход при обоюдном правильном подходе. Искать пути решения и реализации — это задача не только власти, но и населения. Лишь совместная работа даст нужный результат. Зампреда также радует, когда позиция властей находит понимание у людей. Например, когда здесь поураганил циклон, некоторые жители сами расчищали выезд к дороге, чтобы службы не отвлекались, а работали для тех, кому сейчас нужнее.

С другой стороны, и в письме наших читателей, обратившихся в газету, есть тревожный звоночек: предложенное решение некоторых жителей Хорска не устраивает до такой степени, что они готовы рискнуть собственной жизнью, пытаясь сократить путь до места назначения...

Так что, судя по всему, диалог двум сторонам придется продолжить. Представители местной власти не устают искать пути решения проблемы. Не исключено, что, желая достичь компромисса, пойдут на введение дополнительных мер безопасности и удобства.

krush@sb.by

Фото polese.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter