По морям, по волнам

Фамилии около 800 бывших и действующих моряков-белорусов - такова база данных действующей в Минске немногим меньше года Балтийской морской ассоциации.
Фамилии около 800 бывших и действующих моряков-белорусов - такова база данных действующей в Минске немногим меньше года Балтийской морской ассоциации. По мнению специалистов, эта цифра составляет не более 20 процентов от общей численности проживающих на территории нашей страны моряков торгового, рыболовецкого и пассажирского флотов. Однако именно тем 800 зарегистрированным землякам ассоциация в первую очередь пытается оказать помощь с трудоустройством по специальности.

Балтийская морская ассоциация (БМА) была создана проживающими в нашей стране моряками торгового флота с целью обеспечить соотечественников, некогда закончивших морские академии, училища и школы морского обучения, флотской работой. Однако ассоциации пришлось расширить спектр своей деятельности. Сейчас БМА дает консультации не только по трудоустройству, но и по ряду юридических и специальных вопросов. Ведь для работы в море моряку требуется более десятка разнообразных сертификатов, и как их быстрее получить на территории СНГ, также могут подсказать в ассоциации.

К сожалению, с белорусами многие судовладельцы очень тяжело идут на контакт. Они не могут понять, откуда в неморском государстве возьмутся хорошие и грамотные моряки. В свое время, когда паспорт моряка СССР перестал действовать, а национальный белорусский паспорт моряка еще не появился, большинству наших мореманов пришлось сойти на берег. Таким образом, было потеряно два года, в течение которых граждане нашей страны перестали бороздить просторы мирового океана. Лишь в конце 1997 года был утвержден наш национальный паспорт моряка и белорусам вновь открылся выход в море.

По словам директора Балтийской морской ассоциации Виталия Никанова, сегодня капитанами дальнего плавания в различных судовладельческих компаниях работают 19 наших соотечественников. Сколько моряков-земляков, занимающих другие должности, также ходят в плавания - подсчитать сложнее, однако для работы на судах различным круинговым компаниям (компаниям, занимающимся формированием экипажей) требуются, как правило, высококвалифицированные специалисты. Вакансии для таких людей найти гораздо проще, чем для матросов. Дело в том, что сейчас избыток рядового состава только в балтийских пароходствах составляет порядка 200 тысяч человек. Однако, несмотря на это, уже сейчас наши моряки, нашедшие работу благодаря БМА, курсируют у берегов Филиппин и Кореи, Эквадора и Канады.

Стоит отметить, что трудоустройство белорусских моряков происходит успешнее всего в торговом флоте. С работой для специалистов рыболовецкого флота, видимо, из-за явно плачевного состояния данной отрасли в бывшем СНГ и странах Балтии сейчас напряженка. Но сотрудники Балтийской морской ассоциации надежды не теряют и в данный момент ведут переговоры насчет рыболовецких кадров с литовскими и латвийскими круинговыми компаниями. Что же касается пассажирского флота, то моряков, служивших на кораблях этого типа, у нас мало и их пытаются переквалифицировать опять же на торговые суда.

Естественно, не все белорусские моряки ищут себе работу через БМА. У многих из них сохранились старые добрые связи со своими, теперь уже иностранными, коллегами, которые и приглашают их в экипажи. Однако в скором времени может возникнуть одна проблема, которая, по всей видимости, сплотит всех наших моряков вокруг Балтийской морской ассоциации и Управления водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций. 1 февраля будущего года вступят в действие поправки к Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты. В соответствии с ними во всем мире будет проходить передипломирование моряков. Если сейчас у наших мореманов дипломы еще советского образца, действительные для работы на всех кораблях, к примеру, торгового флота, то с 2002 года будут действовать международные дипломы, конкретизирующие специфику судов, на которых может работать моряк. Сейчас БМА совместно с Минтранспорта пытаются решить вопрос, чтобы моряки - граждане Республики Беларусь могли пройти передипломирование в портах Российской Федерации.

Весной нынешнего года в Гомеле будет спущено на воду и начнет проходить ходовые испытания первое белорусское судно водоизмещением 1.000 тонн класса река - море. БМА к комплектованию экипажа этого корабля отношения не имеет, так как там будет служить всего 7 человек. Они набраны из числа имеющих морские дипломы сотрудников Белорусского речного пароходства. Однако в ассоциации не будут иметь ничего против, если когда-нибудь наши корабелы станут обращаться в БМА по поводу кадров для экипажей. Ведь, по словам Виталия Никанова, и сегодня в морских высших учебных заведениях России обучается много белорусов. Многие нынешние белорусские школьники также мечтают поступить в мореходки, и их мечты вполне осуществимы. Кроме того, стоит вспомнить, что существует постановление Совета Министров нашей страны от 1992 года о создании морского флота Республики Беларусь, которое, кстати, никто не отменял. Поэтому с уверенностью можно говорить, что белорусские морские традиции будут развиваться и дальше.

В Балтийской же морской ассоциации глобальных планов о создании национального морфлота пока не вынашивают. Здесь сейчас мечтают о малом - комплектовании экипажа морского судна, полностью состоящего из граждан нашей страны. Начало этому делу уже положено: в нынешнем марте в плавание отправляется танкер-семитысячник, на котором будут работать 10 наших соотечественников. А это ровно половина экипажа корабля.

На снимке: сотрудники БМА Виталий Никанов, Виктор Калиновский и Марина Малашко морскому делу преданы душой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter