По моему хотению, по интернет-велению.

Удобства и выгода от электронной торговли на деле нередко оборачиваются для покупателя материальными потерями.

Кто бы раньше мог подумать, что приобретать необходимые вещи мы сможем, сидя на диване у себя дома. Интернет-торговля, онлайн-магазин – эти слова ворвались в наш быт со скоростью всемирной паутины. И тот, кто хоть раз удачно воспользовался новым видом услуг, вряд ли откажется от них в дальнейшем. Оно и понятно: меньше тратится времени на поиск нужной вещи, весь ассортимент перед глазами – знай, перелистывай виртуальные страницы. Если покупка дорогостоящая, можно и всей семьей собраться у монитора, как говорится, созвать потребительский «совет», чтобы при выборе товара учесть мнение каждого, тем более, что интернет-торговля пришла уже и в социальные сети. Качественное продвижение Вконтакте и Facebook можно заказть у специализированных агенств, которые обеспечат необходимый уровень продаж.

Разумеется, не только ассортиментом и удобством поиска товаров привлекает интернет-торговля. Как правило, любая вещь стоит здесь дешевле, чем в обычном магазине. Потребитель, конечно, меньше всего задумывается — почему? Главное для него — выгоднее приобрести покупку.

Впрочем, не такой уж наш покупатель доверчивый. Присмотрев нужную вещь в виртуальном магазине, он не спешит сразу ее заказывать, а отправляется в обычный торговый центр, чтобы сравнить цену и получше рассмотреть именно тот телефон, электрочайник или, скажем, диван, который ему понравился. При таком подходе он чаще всего совершит покупку там, где дешевле.

К сожалению, нередко бывает так, что удобства и выгода от электронной торговли оказываются всего лишь видимыми преимуществами, которые на деле оборачиваются для покупателя материальными потерями.

Неприятные “сюрпризы”

Мои знакомые в прошлом году сделали в интернет-магазине сразу две покупки — приобрели кофеварку и мобильный телефон. Невидимый продавец клятвенно уверял, что товар доставят в течение суток. Ждать пришлось гораздо дольше. Испытания кофеварки в присутствии диспетчера прошли удачно, но на следующий день техника вышла из строя. Хозяевам пришлось неделю добиваться ее обмена.
После долгих мытарств товар все же удалось поменять на качественный.

Вторая кофеварка пока работает, но относятся к ней настороженно.

— Похожая ситуация произошла и с мобильным телефоном, — сетует подруга. — Через год из-за неполадок его пришлось нести в ремонт, а мастер отказался чинить. Ваш “мобильник”, говорит, неоднократно ремонтировался еще до того, как вы его купили. В итоге специалист по ремонту посоветовал, что проще и дешевле будет купить новый.

После таких “сюрпризов” вряд ли вновь захочется заглянуть на страничку этого онлайн- магазина.

Как бы там ни было, более или менее крупные торговые интернет-точки все же заботятся о своей репутации, стараясь не допускать подобных случаев. Тем не менее и в них могут не выдать покупателю чек или гарантийные документы или выдают гарантию, которая впоследствии может оказаться недействительной.

На сегодняшний день в специализированном торговом реестре Беларуси зарегистрировано 3932 интернет-магазина. Из них 75 процентов находится в столице, 12 процентов — в Минской области, остальные — в регионах. На них приходится 0,7 процента от общего товарооборота.

К сожалению, далеко не все интернет-торговцы спешат регистрироваться в реестре. Но не это главная проблема.

 Будь в курсе
На что чаще всего жалуются покупатели интернет-магазинов?

1. На сроки доставки товаров. Продавец уверяет, что привезет покупку в течение трех часов, но на деле его нередко приходится дожидаться в течение нескольких дней.

2. На отсутствие чеков. А, как известно, без этого крошечного документа потом крайне сложно обменять некачественный товар или же вернуть свои деньги.

3. На несоответствие документально заверенных характеристик товара его реальному состоянию. У “новенького” мобильного телефона после первого же путешествия в сервисный центр обнаруживается богатая биография: и чинили его как минимум пару раз, и перепрошивали, да и роняли.

Система должна быть прозрачной

По данным Министерства торговли, самыми распространенными нарушениями, выявленными в ходе мониторинга интернет-магазинов, являются отсутствие достоверной информации о цене и характеристиках товара, реквизитов торгового предприятия. Велика доля и несертифицированного товара.
— Иногда даже трудно представить, насколько некачественную вещь могут привезти потребителю! Даже у официальных продавцов от 50 до 60 процентов товара может оказаться “серым” и неучтенным, — рассказала заместитель министра торговли Ирина Наркевич. — Существуют нарушения и в сфере законодательства о рекламе. Интернет-магазины размещают призывные лозунги вроде: “Только у нас”, “Первый интернет-магазин!” или “Супернизкие цены!”. Но прежде чем характеризовать себя на сайте в превосходных степенях, необходимо иметь на это право. Подтвердить такие самохарактеристики документально в большинстве случаев интернет-коммерсанты не могут. Сомнительно выглядит и система формирования интернет-рейтингов.

 За:
— Я несколько раз приобретала товары через интернет-магазины. Очень довольна покупками. Холодильник работает третий год без сбоев, компьютер тоже. Отказываться от достаточно удобного способа покупки товаров через интернет я не намерена, а недобросовестные продавцы, к сожалению, могут повстречаться в любой торговой точке.
Светлана СТЕПАНЕНКО,  Хойники

Против:
— Когда оформлял заказ на покупку стиральной машины, диспетчер пообещал, что технику доставят через день. Но в назначенное время никто не приехал. Я повторно перезвонил по указанному телефону, а там ответили, что наш заказ не поступал. Я очень удивился и подумал, что это случайность или ошибка. При повторном заказе нужной нам модели уже не оказалось. После этого я оформил покупку в обычном магазине. Пусть чуть дороже, но без неприятных “сюрпризов”. Вряд ли еще рискну когда-нибудь заказать покупку через интернет.
Сергей ГРУШКО, Минск

В связи с этим Минторг настроен выводить на цивилизованную прозрачную систему интернет-магазины, подчеркнула Ирина Наркевич. Реализация пункта № 2 Постановления Совета Министров № 291 — это только первый этап подготовки к дальнейшему регулированию сферы интернет-торговли.

В документе, в частности, предусматривается постепенный перевод расчетов в интернет-пространстве на дистанционные платежи с помощью банковских пластиковых карт. Электронный платеж дает возможность найти продавца, если возникнут претензии к товару, что станет гарантией защиты прав потребителей. Многие покупатели считают, что, перечисляя таким образом денежные средства, они подвергают себя опасности, боятся стать жертвой компьютерных мошенников. Но, как утверждает начальник главного управления информационных технологий Национального банка Республики Беларусь Олег Веремейчик, национальная банковская система уже сегодня готова предоставить потребителям и продавцам товаров современные технологии, обеспечивающие безопасность дистанционных электронных платежей. Сегодня онлайн-покупатели могут без проблем рассчитаться за покупку дистанционно, пользуясь технологиями так называемых интернет-банкинга и интернет-эквайринга.

 К сведению

Рекомендации от председателя общественного объединения “Белорусское общество защиты потребителей” Анны Суши:

— Из десятков звонков, ежедневно поступающих в ОО “Белорусское общество защиты потребителей”, значительная доля приходится на покупки через всемирную паутину. Чтобы защитить себя, нужно, во-первых, не соблазняться слишком низкой ценой. Где бывает бесплатный сыр, известно всем. Во-вторых, необходимо, чтобы продавец продемонстрировал товар в действии и дал практические рекомендации по правильному применению. В-третьих, он должен выдать документ, подтверждающий факт продажи. Это может быть квитанция к кассовому ордеру, отрывной талон или другой заменяющий документ с данными о продавце (предпринимателе или фирме), юридическим адресом, а также наименованием изделия, стоимостью и датой. Если товар сложнотехнический, то, в-четвертых, должен прилагаться паспорт с информацией о товаре на русском или белорусском языке, штампом о продаже, местом нахождения сервис-центра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter