За последние 23 года количество лошадей в Беларуси сократилось более чем в 5 раз

По коням!

Лошадь на дороге, даже сельской, в наше время — редкость, удачный повод для фото в соцсетях. Технологичный ХХI век не щадит «старого друга». Ежегодно количество лошадей в стране сокращается на 11 — 14 процентов. Убыль естественная. Она связана с серьезным снижением использования их в сельском хозяйстве. Живых коней заменили железные. «Заповедниками» остаются конноспортивные школы. Не окажется ли так, что в ближайшие десятилетия одно из главных домашних животных можно будет увидеть только в зоопарке или на просторах интернета? 

Гомельский областной центр олимпийского резерва по прикладным видам спорта. Надежда Бондаренко и Царица.

Впору заносить лошадку в Красную книгу. И это не шутки. Бобров, которые еще недавно находились на грани вымирания, в наших пущах и водоемах 60 — 80 тысяч, а лошадей — всего 43 тысячи. По данным Национального статистического комитета, за последнюю четверть века их численность у нас сократилась более чем в 5 раз. 

Спорт, отдых, грациозная красота и никакой тяжелой работы — это лошадиное будущее, считает зоотехник гомельского конезавода № 59 Людмила Монахова:

— Лошадей, которых мы выращиваем, можно разделить на три группы. Верховые используются для конного спорта. В этом направлении у нас тракененская, ганноверская и голштинская породы. Вторая группа — русские тяжеловозы. Их теперь, когда нет тяжелой работы, спасает туристический бизнес. Отличный работяга, чтобы возить коляски на прогулках. Третье направление  — сохранение собственного генофонда русского рысака. Это великолепная легкоупряжная лошадь для участия в бегах, но, к сожалению, у нас бега не проводятся. Если подытожить, наиболее стабильно востребованы верховые породы.


Выездка, конкур, троеборье — три основные профессии будущего для современной лошади. В Гомельском областном центре по прикладным видам спорта (такие есть в каждой области) конным направлением занимаются 140 девчонок и мальчишек. Возраст — от 6 лет. Кстати, один из воспитанников центра — нынешний лидер национальной сборной, мастер спорта международного класса Александр Фоминов. На местных тренировочных площадках трудятся 90 лошадей. Их выбор и подбор под наездника — это не один год кропотливой работы, рассказывает тренер‑преподаватель по выездке Марина Ланюгова:

— Обычно мы приобретаем у коннозаводчиков двухлеток. Жеребцы предпочтительнее кобыл. Они более предсказуемы, а после того, как становятся меринами, и спокойней. Добавьте на выездку три года. Если говорить про отбор, то из шести приобретенных лошадей до соревнований доходят две. Остальные — тренировочная и прогулочная масса. Чтобы воспитать лошадь и держать ее в форме, надо с ней работать каждый день.

Средняя продолжительность жизни этих грациозных животных примерно 20 — 22 года. Особое внимание в центре к лошадям‑«пенсионерам», это после 16 лет. Их ставят работать с молодыми наездниками. В данном случае часто лошадь учит человека. Конный спорт — дорогое удовольствие, приводит цифры заместитель директора центра Фаиг Аскеров:

— Двухлетка стоит порядка 3 тысяч долларов. Содержание лошади в год — примерно 1 тысяча долларов. Добавить к этому работу тренера, ветеринара, ковкузнеца, плюс покупку и обновление сбруи, седел, стоимость перевозки к месту соревнований. Очень затратный вид спорта. Его невозможно культивировать без поддержки государства — как у нас, так и за рубежом. Мы сдаем свои конюшни для содержания частных лошадей. Так, их на полумиллионный Гомель всего около двух десятков.


Законодатели мировой конной моды — Нидерланды, Германия, Франция. Именно в этих странах основные коннозаводчики, турниры, породы. Интересно, что там лошади считаются прибыльным бизнесом. Предприниматель Александр Кашпур в начале нулевых занимался конными прогулками, потом перешел на более выгодные направления, но в сути «лошадиных денег» разобрался:

— Любое соревнование нуждается в площадке для продажи, а лошади в первую очередь — это соревнование в скорости. Очень нагляден пример Франции. Там 250 ипподромов! Более 40 тысяч коневодческих хозяйств, в основном небольших. Есть серьезные дотации от государства. Но все работает по интересной схеме. Именно бега и скачки приносят ежегодно в казну страны около 1 миллиарда евро, из которых государство и финансирует все отрасли коневодства. 

Десять лет назад активно обсуждалось строительство ипподрома под Минском. Проект предполагал четыре конюшни на 30 лошадей каждая, скаковой круг со специальным покрытием длиной 2.000 метров, дорожку для скачек с препятствиями, конкурное поле, трибуны для зрителей и развитую гостиничную инфраструктуру. Приблизительная стоимость — 186 миллионов долларов. Однако этот воз и ныне там. 

Прибыльных бегов у нас пока нет, зато появилась дикая лошадь. Пасется она на гомельском Полесье. На смену легендарным тарпанам, водившимся в наших пущах вплоть до XV века, прискакали лошади Пржевальского. В начале прошлого века в заповедник «Аскания‑Нова» на юге Украины привезли из Монголии этих низкорослых «мустангов». В 1990‑е годы часть их переселили в чернобыльскую зону. Теперь 28 особей диких лошадей кочуют и в нашем Полесском радиационно‑экологическом заповеднике. Так что Беларусь — одно из пяти мест в мире, где дикая лошадь водится в живой природе.

Упряжные — не роботы

Житель агрогородка Светиловичи Ветковского района Анатолий Королев каждую весну ходит за плугом. Сажает бульбу под коня. Сельчанин уверяет, что дедовским способом выгоднее и проще, чем с мотоблоком:

ФОТО СТАНИСЛАВА ГАЛКОВСКОГО.

— Раньше безлошадник — бедняк. Теперь коня не найти в деревне. Рыжик — один из немногих, кто у нас тут остался. В советское время было полно лошадей, вот их последние потомки. Это местная белорусская порода.

Крестьянская лошадка как раз прародительница белорусской упряжной. Данная порода — результат долгой работы наших ученых. Если точнее — потомство от местных кобыл с жеребцами арденской, гудбрандсдальской, шведской пород. Правильная селекция помогает развить лучшие свойства: лошадь неприхотлива, хорошо сложена, сохраняет работоспособность при высоких нагрузках. В небольшом хозяйстве такой помощник на мелких работах позволит сэкономить 2 — 3 тонны топлива за сезон. Несмотря на то что гены улучшаются, количество этих коней неуклонно сокращается. Тягловые породы все меньше востребованы в мире побеждающих роботов. 

У нас в стране аттестованы и работают два десятка племенных сельскохозяйственных предприятий по коневодству. Разводят тяжелоупряжные, легкоупряжные и верховые породы лошадей. Задачи животного, которое когда‑то было главной передвижной силой человека, постепенно меняются. 

СПРАВКА «СБ»

Самые популярные в Беларуси породы лошадей

ФОТО BYHORSE.BY ФОТО CCSERVICES.RU
ФОТО LOSHADI.INFO ФОТО MOYKON.BY
 Белорусская упряжная утверждена в качестве самостоятельной породы в 1999 году. Она среднего роста и массивности. Неприхотлива, отличается крепким здоровьем, сохраняет работоспособность до 20 — 25 лет. 

♦ Тракененская порода выведена в XVIII — XIX веках в Восточной Пруссии. Тракененских кобыл систематически скрещивали с крупными и широкотелыми чистокровными жеребцами. Лошадей данной породы широко используют в спорте и особенно для конкуров. 

 Буденновская порода создана на военных конных заводах Ростовской области путем воспроизводительного скрещивания донской и чистокровной верховой пород. «Буденновцы» успешно выступают в конноспортивных соревнованиях — конкурах и выездке. 

 Русский тяжеловоз выведен сложным воспроизводительным скрещиванием местных лошадей Украины с арденами, першеронами и орловским рысаком и как самостоятельная порода утвержден в 1952 году. Рабочие качества русского тяжеловоза очень высокие. 

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter