К старту нового сезона «Формулы-1»

По коням!

Болельщики королевы автоспорта, как частенько называют «Формулу-1» за ее престижность и большие скорости, с нетерпением ждали почти три месяца, чтобы вместе со своими любимыми командами вернуться на всемирно известный автодром Сахир в Бахрейне. Именно здесь 5 марта состоится первый из ­23 предусмотренных календарем Гран-при нового сезона.


Времена ковидной пандемии, своими ограничениями едва не похоронившие чемпионат, к счастью, канули в Лету. Как закончились и связанные с этим безумные по своей строгости требования обязательной вакцинации всех участников, журналистов и приезжающих на трассы болельщиков «Формулы-1». И теперь не надо гадать на кофейной гуще по поводу того, какая из стран закроет свои границы или отменит гонку, стоит ли заранее покупать билеты на Гран-при и бронировать отели или лишить себя праздника, о котором мечтаешь долгие месяцы, а то и годы? Вместо этого можно спокойно предаться традиционному анализу имеющейся информации, чтобы сделать прогнозы по поводу того, кто же станет победителем отдельного этапа или всего чемпионата и не появятся ли новые имена в списке чемпионов.

За удовольствие надо платить

Сможет ли Льюис Хэмилтон взять в этом году свой 8-й титул?
Созданная несколько десятилетий назад ныне здравствующим еще Берни Экклстоуном схема прибыльного бизнеса в автоспорте продолжает приносить плоды владельцам «Формулы-1». За право принимать у себя Гран-при промоутеры, зачастую пользуясь поддержкой местных правительств, готовы выкладывать немаленькие суммы. Причем чем дальше страна от автомобильной промышленности и автоспорта, тем большие по размерам взносы приходится ей платить. Неудивительно поэтому, что в списке важных плательщиков лидирует столица Азербайджана Баку — 57 миллионов долларов ежегодно! Следом разместились Саудовская Аравия и Катар (по 55 миллионов каждый), Бахрейн и Абу-Даби (соответственно 52 и 42). С некоторых пор даже власти Княжества Монако вынуждены, как говорится, отстегивать 20 миллионов долларов за проведение в Монте-Карло самого престижного в мире этапа. А ведь совсем недавно это был единственный Гран-при, за который владельцы королевы автоспорта не получали денег.

Вполне понятно, что чем больше кусков в большом пироге, тем больше людей можно накормить и тем выгоднее самому пекарю. Дай волю, так число Гран-при в сезоне давно уже перевалило бы за 30. Но тут вступают в силу разумные ограничения. Чисто физически команды не могут обеспечить полноценную работу своих коллективов при слишком частом проведении этапов. И так бывают весьма сложные моменты, когда три недели подряд проходят гонки. А это значит, что большинство выезжающего на трассы персонала практически не бывает все это время дома. И формально предельным числом для количества этапов в сезоне служит сегодня 25, хотя дотянуться до него пока еще ни разу не удалось.

Если промоутеры платят за право принимать у себя гонку «Формулы-1», то болельщикам они продают в виде билетов право приехать на этап, проведя его либо на пелузах и стоячих трибунах, либо на трибунах с полноценными персональными местами и даже под крышей от дождя, либо в местах размещения для посетителей категории VIP. Для этого были созданы и исправно работают так называемые паддок-клубы. Самые дешевые билеты без мест на пелузах в некоторых странах можно купить на три дня всего за каких-то 70—80 евро. Это, например, в Мексике и Венгрии. А вот места в паддок-клубах уже от 3 до 7 тысяч евро за уик-энд. Кстати сказать, в Баку цены на самые дешевые билеты начинаются от 250 евро, притом что количество мест в местном паддок-клубе не 2—3 тысячи, как на классических автодромах, а в несколько раз больше. Впрочем, и в Бразилии самые дешевые билеты начинаются не ниже чем 230 евро на пелузах и стоячих зонах без мест. Правда, там вместимость автодрома в три раза превышает возможности азербайджанских трибун.

Новички и ветераны

Макс Ферстаппен: интервью перед награждением победителя.
В новом сезоне команд останется десять. Жаркие споры о том, нужно ли «Формуле-1» расширяться до 12, идут не утихая, но сами гоночные коллективы не хотят расширения. Ведь это напрямую бьет по их интересам, вынуждая делиться призовыми деньгами с варягами. Поэтому, по крайней мере, на ближайшие два года, увеличения команд можно не бояться. А неминуемый приход автопроизводителей как раз в момент предстоящей смены регламента на моторы, скорее всего, будет посредством покупки и смены хозяев уже имеющихся «конюшен». Например, доподлинно известно, что ближайшим новичком в паддоке через пару лет будет заводская команда «Ауди», решившая инвестировать деньги в уже существующий коллектив «Альфа Ромео».

Но если команды остались без изменений по своему списку, то вот среди гонщиков замены перед началом сезона произошли. Надо сказать, что в целом нынешняя «Формула-1» несколько обеднела на чемпионов. В пелотоне в этом году будут гоняться всего три чемпиона мира — Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо и Макс Ферстаппен. Будет столько же и новичков. Оскар Пиастри заменил своего австралийского соотечественника Даниэля Риккардо в «Макларен», Логан Сарджент будет гоняться вместо Николаса Латифи в «Уильямсе», а Нико Хюлькенберг придет в «Хаас» вместо Мика Шумахера. Сразу оговоримся, что к молодым новичкам Нико не отнесешь. Но пропустив несколько сезонов, этот немецкий гонщик, несмотря на весь свой богатый опыт, все же будет смотреться в команде свежим лицом. Судя по прошлому году, положение американской команды вряд ли позволит Хюлькенбергу избавиться от своего титула бесподиумного пилота. Но в «Хаас» все же надеются, что опытный немец привнесет в жизнь этой «конюшни» больше полезного, чем это могло произойти при продлении контракта еще на год с сыном Михаэля Шумахера.

Если взять три основные команды — претендентки на титул, то составы у них у всех остались прежними. Они не только стабильные, но и сильные по своему потенциалу. В «Мерседес» Джордж Расселл даже выиграл в прошлом году у Льюиса Хэмилтона внутрикомандную дуэль, в «Ред Булл» Серхио Перес самым лучшим образом справился с прошлогодней ролью помощника чемпиону. В «Феррари», скорее всего, первую половину сезона не будут отдавать предпочтения ни Шарлю Леклеру, ни Карлосу Сайнсу. Потенциально у каждого из них есть все шансы на чемпионскую корону, если оптимистические обещания нового руководства скудерии о заметных успехах в разработке машины перед этим сезоном не окажутся лишь жалкой попыткой выдать желаемое за действительное.

В группе команд второго эшелона, куда можно по праву отнести «Макларен», «Альпин» и с небольшим авансом «Астон Мартин», составы наполовину изменились. Яркая австралийская звезда в лице Оскара Пиастри вряд ли зажжется на первых же гонках за британскую «конюшню». Юноша, по сути дела, дебютант «Формулы-1», к тому же пропустивший сезон после блистательной победы в «Формуле-2» в 2021 году. Французы же в этом сезоне получили гремучую смесь в виде антагонистического дуэта Окон/Гасли. Предположить, что многолетняя вражда у них враз закончится и пилоты вдруг станут пай-мальчиками, готовыми уступать друг другу позиции на трассе, слишком наивно. А вот предвидеть их жесткие столкновения в борьбе за место под солнцем вполне реально. Что же касается «Астон Мартин», живущей на канадские капиталы Лоуренса Стролла, здесь интерес в следующем. Смена Себастьяна Феттеля на Фернандо Алонсо, то есть немецкого чемпиона на испанского, вряд ли выдвинет эту «конюшню» в лидеры своей группы. Но все же будет интересно услышать лебединую песню в исполнении Алонсо, перед тем как испанец окончательно повесит свой гоночный формульный шлем на гвоздик где-нибудь на своей вилле на средиземноморском побережье в Испании.

До первого клетчатого флага этого сезона, отправляющего гонщиков в дорогу, осталось совсем немного. И будем надеяться, что явное преимущество отдельных команд не испортит нам автоспортивный праздник предсказуемыми победами и досрочными титулами, как это уже случалось не раз.

Удержать или вернуться?

Смогут ли команда «Ред Булл» и действующий чемпион Макс Ферстаппен удержать титулы? А команда «Мерседес» и ее семикратный чемпион Льюис Хэмилтон вернуться в борьбу за победы, избавившись от преследовавших их весь прошлый год технических проблем? Удержится ли в команде «Феррари» ее новый руководитель Фредерик Вассер и сможет ли он вернуть итальянской скудерии славу былых успехов?

Помимо этих чисто гоночных прогнозов, можно еще порассуждать и о судьбе автодромов, включенных в этом году в календарь чемпионата. Смогут ли бельгийские и австрийские промоутеры удержаться на плаву и продлить заканчивающиеся в этом году контракты на проведение в своих странах Гран-при? И есть ли надежда вернуться в чемпионат французскому Поль Рикару или немецким Хоккенхайму и Нюрбургрингу?

infong@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter