По коням!

В клубе «Казаки» под Брестом учат верховой езде и джигитовке

В клубе «Казаки» под Брестом учат верховой езде и джигитовке

Учитель, священник, руководитель предприятия и школьник — что может объединять столь разных, на первый взгляд, людей? Казалось бы, ответить на этот вопрос сложно. Но в конном клубе «Казаки», что в деревне Щебрин под Брестом, точно знают: всех людей может связать любовь к лошадям. О возрождении искусства джигитовки и иппотерапии корреспондент «Р» поговорил с казачьим атаманом Григорием Исайковым и членами клуба.

Один из завсегдатаев клуба «Казаки» — священник Юрий Медушевский. В детстве, рассказывает он, в деревне при возможности ему всегда разрешали ездить верхом на лошади. Детство прошло, закончилась учеба в семинарии, но не исчезла любовь к этим удивительным животным. Свободное время отец Юрий посвящает не только духовной помощи прихожанам, но и работе на конюшне. Ее обитателей работники клуба регулярно выводят в поле, кормят и вычесывают. Чтобы конь не терял форму — так говорят «Казаки».

Название же конного клуба появилось совсем не случайно. Два первых коня, «осевших» в Щебрине, — из атаманской станицы Белорусского казачества, что в паре километров от конюшни.

— Обычно все удивляются, когда узнают, что в Беларуси живут казаки, — говорит Григорий Исайков. — Но мы есть, и мы — казаки. Такие у нас ощущения...

Предки Григория Степановича, который и основал станицу под Брестом, родом из Украины. Правда, в прошлом столетии предков атамана сослали в Казахстан, но сам Григорий родился уже в Бресте — сюда переехал его отец. Об идентичности и истории рода при этом ни он, ни его семья не забывали ни на минуту.

— Где бы мы ни находились, в какое время бы ни жили, отец всегда повторял: мы — казаки, мы — казаки, — вспоминает атаман. — Даже в советские годы, когда к казакам отношение было не самое теплое, он, руководитель крупного стройтреста, не боялся вспоминать о наших истинных корнях.

Впрочем, по словам Григория Исайкова, даже те из казаков, кто не слишком ревностно хранит память о предках, каждый день так или иначе чувствуют связь с предыдущими поколениями.

— Навыки, которые казаки приобретали до меня, постоянно чувствуются: это обостренное чувство опасности, когда ощущаешь ее буквально затылком, умение предугадывать события и, конечно, особые отношения с лошадьми.

Григорий Степанович шутит: анализ его крови показал, что наполовину она лошадиная. Шутки шутками, но говорим «казак» — подразумеваем и коня рядом с ним. Правда, по словам атамана, связь казаков и лошадей не такая давняя, как кажется: на них пересели лишь за 150 лет перед Октябрьской революцией.

— Тем не менее за более чем два прошедших века казаки и лошади поняли друг друга более чем хорошо, — говорит атаман. — Многие замечают, что конь всегда чувствует, когда рядом казак. И наоборот: казак чувствует животное до такой степени, что самые сложные и опасные джигитовки будут ему по плечу.

А вот джигитовка, по мнению Григория Исайкова, как раз аккумулирует весь казачий дух.

— Это настоящее боевое искусство, элементы которого казаки использовали в бою, — объясняет он. — Однако, чтобы его освоить, нужны основательная подготовка, смелость и навыки. Джигитовка порой достигает крайней степени опасности! В нашей станице есть несколько человек, которые владеют теми или иными приемами, но и теперь мы ищем тех, кто хотел бы научиться этому мастерству.

Желающих серьезно джигитовать, признаются в клубе, пока не слишком много. А так как кони без дела стоять не должны, лошадки подрабатывают, что называется, на «прокате». Практически каждый день в Щебрин приезжают брестчане, чтобы научиться верховой езде, принять участие в конных прогулках и просто пообщаться с живой природой.

— Летом конюшня больше напоминает пионерский лагерь, — признается тренер клуба Жанна Новикова. — Каждый день к нам приезжают десятки детей с учителями, а кроме них — столько же взрослых. Дни расписаны буквально по часам.

Не редкость у «Казаков» корпоративы и праздники. Особой популярностью конные прогулки пользуются среди молодых людей.

— Очень часто лошадей арендуют, чтобы сделать предложение девушке, — рассказывает Жанна Владимировна. — Уже не раз мы отработали всевозможные сценарии: «похищение невесты», «невеста остается в лесу одна», «невеста ждет жениха на берегу реки»… И каждый раз лошади помогают создать совершенно незабываемую атмосферу.

Казалось бы, лошади — это в первую очередь скачки и конкур. Но в «Казаках» делают ставку не на спорт, а на единение с природой, отдых и развлечения.

— Ведь лошадь — это не только спорт, но и природная красота! — считает Жанна Новикова.

На снимке: во время джигитовки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter