По комфорту встречают и провожают

«Потянут» ли небольшие придорожные пункты сервиса продажу сувенирной продукции, меню на английском языке и платежные терминалы?

«Потянут» ли небольшие придорожные пункты сервиса продажу сувенирной продукции, меню на английском языке и платежные терминалы?

Недавно Министерство торговли издало постановление, содержание которого и сейчас бурно обсуждается на многих интернет-форумах. И не случайно. Этот документ напрямую касается тех, кто путешествует по дорогам нашей страны, и тех, кто создает “комфорт на обочине”. Постановление № 22 Министерства торговли уже с декабря этого года обязывает владельцев всех придорожных пунктов питания предоставлять своим клиентам возможность расчета пластиковой картой и иметь хотя бы одно меню на иностранном языке. Кроме того, объекты придорожного сервиса должны к этому времени наладить продажу сувениров, иметь световую рекламу и печатную рекламную продукцию.

Но готовы ли владельцы придорожных гостиниц, кафе и ресторанов, среди которых немало представителей малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, к тому, чтобы учесть эти нововведения и “вырасти” до континентального уровня?

“Драники” на английском? Без проблем!

В поисках ответа на этот вопрос мы отправились по белорусским дорогам... На трассе Минск — Гродно в небольшом кафе-киоске в этот день для клиентов в ассортименте оказались чай, кофе, а также несколько разновидностей хот-догов и замороженная пицца. Благодаря расположенной недалеко АЗС желающих перекусить на ходу здесь достаточно.

— Из иностранцев к нам разве только россияне заезжают, — улыбается бармен Елена. — А мы друг друга и без знания английского прекрасно понимаем. Хотя, если потребуется, и слово “драники” переведем на иностранный язык, сложностей не будет и материальных затрат никаких не потребуется. С сувенирами сложнее — площади у нас маловато. Поэтому поначалу оформим небольшую витрину для открыток и мелких подарков. Что касается терминала для безналичного расчета, то пользуемся им уже год. Без этих дополнительных услуг, — констатирует Елена, — клиентов действительно можно недосчитаться.

Эту точку зрения разделяет и директор кафе “Очаг” Мария Важник. Пункт общепита, которым она руководит, расположен на оживленной трассе Минск — Логойск. Несмотря на будний день, в обеденное время здесь многолюдно. По словам директора кафе, в это время многие постоянные клиенты частенько заглядывают сюда отведать ароматного шашлыка. По всему видно, что за столиками в зале есть и иностранные посетители.

— Мы согласны с тем, что все нововведения Минторга — для нашего блага и блага клиентов, — говорит Мария Валерьевна. — Посетителей-туристов у нас достаточно и летом, и в зимнее время, когда направление на Силичи особенно популярно. Иностранных гостей с каждым годом становится все больше. В основном это гости из России, но в последнее время у нас любят бывать делегации из Западной Европы и Китая, которые как раз и предпочитают рассчитываться пластиковой карточкой. Поэтому, установив пару лет назад терминал для безналичных расчетов, мы не прогадали.

Что касается продажи сувениров, то, по мнению директора кафе, главное — подойти к этому вопросу творчески. Ведь это не только дополнительный заработок и украшение интерьера. Красочно оформленная витрина с подарочной продукцией в белорусском стиле — это еще и знакомство с культурой нашей страны, с ее народным творчеством и промыслами. Несмотря на то, что зарубежных гостей в кафе “Очаг” обслуживают официанты, владеющие английским языком, в скором времени, как нас заверили, на каждом столе будет иллюстрированное меню на русском и английском языках.

Инфраструктура придорожного сервиса должна быть особенно развита вблизи исторических и культурных объектов, национальных парков и заповедников, в райцентрах и агрогородках, что неоднократно подчеркивал в своих выступлениях во время поездок по стране и глава государства. Одним из таких объектов является база отдыха “Без проблем”, которая находится в Каменецком районе в зоне Национального парка “Беловежская пуща” на трассе Р-98. Кафе и гостиница на пятьдесят мест никогда не пустуют. Помимо иностранных туристов, приезжающих полюбоваться местными достопримечательностями, здесь останавливаются и наши соотечественники. Такой пункт придорожного сервиса — один из объектов экотуризма.

— Для нас главное, чтобы люди оставались довольными и вернулись к нам еще не раз, ведь мы — западные “ворота” страны, — подчеркивает директор базы отдыха Александр Запевахин. — Потому и прилагаем все усилия, чтобы качество услуг было на высшем уровне. Витрина с сувенирной продукцией у нас на стадии оформления. Тут будут представлены изделия народного промысла, керамика, сувенирные открытки. Меню, правда, у нас только на русском языке. Может, потому, что трудностей в общении с иностранцами пока не возникало — они, как правило, путешествуют группами и в сопровождении переводчика. Но мы обязательно учтем требования Министерства торговли, сделаем меню хотя бы на двух языках: на русском и английском.

Основы гостеприимства

— Нововведения коснутся как частных мини-кафе, так и больших ресторанов, — пояснила начальник отдела общественного питания Министерства торговли Валентина Демиденко. — Конечно, мы понимаем, что у разных субъектов хозяйствования разные финансовые возможности. Но требования одинаковы для всех. Ведь Национальная программа развития придорожного сервиса предусматривает, что к открытию чемпионата мира по хоккею 2014 года придорожная инфраструктура Беларуси будет соответствовать лучшим европейским стандартам.

Кстати, на сегодняшний день уже 64 процента пунктов общественного питания придорожного сервиса имеют терминалы для безналичного расчета, 75 объектов подали заявки на их установку, ждать которой, как правило, приходится 1—2 месяца. По словам Валентины Аркадьевны, к концу текущего года возможность рассчитать клиента безналичным способом будут иметь 85—90 процентов объектов придорожного сервиса. Тем более что и здесь государство идет навстречу их владельцам: согласно Государственной программе по развитию безналичных расчетов, банки за свой счет устанавливают терминалы и инфокиоски, передавая их во временное пользование либо в аренду клиентам.

“Особинка” как соломинка?

Все, с кем приходилось беседовать при подготовке этого материала, сходились в одном: при всем имеющемся в Беларуси великолепии туристических объектов нам, конечно, не перещеголять древнюю Италию или Грецию. Но при хорошей организации именно придорожный сервис на пути к местам отдыха, нашим архитектурным и историческим достопримечательностям как раз и сможет стать той привлекательной “особинкой”, а может, и спасительной соломинкой, которая станет заметным дополнением к туристическому имиджу Беларуси.

 “НГ” спросила: Чего, по вашему мнению, не хватает нашему придорожному сервису?

Василий СТЕПАНЮК, индивидуальный предприниматель, г. Пружаны:
— Хотелось бы, чтобы придорожные кафе и рестораны с хорошим сервисом чаще попадались на пути. Мне кажется, что их пока в принципе недостаточно.

Александр СОЛОДУХА, певец:
— Мне все нравится. Особенно придорожный сервис вдоль Гродненской трассы. Уютное кафе на повороте на город Ивье “На скрыжаванні”, недалеко от Минска — кафе-шашлычная “У Пунтуса”. Можно вкусно поесть и отдохнуть. Но совершенству нет предела. Придорожный сервис — это та сфера, которую нужно развивать.

Игорь ФРОЛОВ, водитель-дальнобойщик со стажем, г. Чериков:
— По-прежнему не во всех пунктах придорожного общепита качественная еда и приемлемые цены. Желательно, чтобы в меню было больше блюд национальной кухни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter