По ком плачет градусник?

Сдать ртуть и ртутные отходы сегодня - проблема даже для МЧС

В столице по-прежнему некуда сдать разбитый термометр. Дело сдвинется с мертвой точки только в следующем году

Каждый должен заниматься своим делом: так устроен мир. Опаздывая в аэропорт, мы прибегаем к услугам такси. Сломался телевизор или холодильник — вызываем мастера по профилю. Поднялась температура — идем к врачу. Это жизненная азбука, состоящая из букв-аксиом… А теперь ответьте: куда нужно звонить, если на полу лежит разбитый градусник, а в подъезде стоит бесхозная банка с ртутью? «Разумеется, в МЧС!» — без запинки скажут многие. Ответ не совсем верный. И вот почему.

Игра в одни ворота

Ртуть — металл, пусть себе и жидкий. И по идее, как любой другой металл, его можно и нужно сдавать в утиль. Собрал — принес — получил деньги: проще простого. Нюанс здесь только один — вредоносные пары. Поэтому мы в панике набираем 101. Хотя решить проблему можно за пару минут посредством совка, веника и мокрой тряпки. Вес «трагедии» всего-то два или три грамма.

Дело, как вы понимаете, не в самом градуснике. А в том, что потом делать с его осколками. В мусор не выбросишь. Под окном не оставишь. В землю не зароешь. Куда с ними дальше: в ЖЭС? В аптеку? В пункт приема цветных металлов? А ведь и вправду куда?

Коммунальщики лишь пожали плечами: мол, точно не к ним. В нескольких аптеках (частных и государственных) посочувствовали и порекомендовали связаться с районным центром гигие­ны. Связался. Оттуда меня прямиком направили в Институт ядерных исследований в Соснах. Зачем — до сих пор не пойму. Ладно. Нашел по справке ближайшую приемку цветных металлов — поселок Гатово, Минский производственный комплекс УП «Белцветмет». Битые градусники здесь не принимают, тем более у частных лиц. Работают исключительно с чистой ртутью, заказы принимают только у юрлиц, заключив договор. Кстати, перед сдачей жидкий металл следует упаковать в свинцовый контейнер (примерно то же услышал от нескольких частных заготпредприятий). А теперь я повторю свой вопрос: почему мы звоним в МЧС, если разбился термометр? Правильно: потому что больше некуда. И некому.

Не в своей тарелке

Итак, что же происходит дальше? Спасатели собирают ртуть специальным пылесосом-ловушкой и затем обрабатывают место разлива особыми растворами. И металл, и отходы после демеркуризации подразделение увозит с собой в часть. Там же и хранит: жидкий металл — в сейфе, отходы — в металлических бочках на улице. Сдать это все равно сразу не получится: отходов первого класса опасности все боятся как черт ладана. Но обо всем по порядку.

— Проблеме не год и не два. И градусники лишь капля в этом море. Где-то с середины 1990-х на улицах городов, в гаражных массивах, на свалках начали массово появляться емкости с ртутью. Колбы, банки, бутылки — счет шел на десятки литров. Разуверившись в том, что металл принесет хоть какой-то доход, несуны стали активно от него избавляться. Прохожие находили и вызывали нас, мы забирали. В итоге за несколько лет в подразделениях МЧС скопился огромный запас ртути и ртутьсодержащих отходов. Подчеркну: скопился там, где его в принципе быть не должно, — рассказывает «Р» Вячеслав Можар, начальник Центра химической и радиационной защиты РОСН МЧС. — А все почему? Потому что сдать — это проблема с большой буквы. ГО «Белвтормет», которое по закону должно заниматься приемкой подобных отходов, фактически осталось в стороне. У населения ртуть не берут. У нас — только чистую, класса Д. В столице есть два частных предприятия того же профиля, но они работают только с Минском и областью. Отходы в итоге принимает только одно из них, и то раз в два года. В остальных регионах Беларуси картина не лучше: на временном хранении в подразделениях МЧС сейчас находится 103 кг ртути и 204 кг — ртутьсодержащих отходов.

Подведем черту. Подразделение спасателей несется на пятитонной автоцистерне через весь город за… одним градусником (или запаянной колбой с ртутью). Люди просят о помощи — и отказать им нельзя. Это правда. Однако если разобраться, последние 11 лет МЧС выполняет работу Министерства промышленности. И конца края этому не видно…

Жидкий металл и твердые гарантии

— Двадцатого марта наболевшую проблему озвучили в присутствии премьер-министра Сергея Сидорского. Было дано соответствующее поручение. К июлю МЧС, Минпром и Минприроды разработали «Комплекс мер по совершенствованию организации сбора ртути, ртутьсодержащих и иных опасных отходов». Документ утвердил вице-премьер Иван Бамбиза, — говорит Виталий Пекурин, начальник управления аварийно-спасательных служб и ликвидации ЧС МЧС Беларуси. — В его основе — комплексный подход к решению проблемного вопроса. Если все пункты данного положения будут выполнены в срок, уже к концу 2010 года от взаимных недомолвок и разногласий трех министерств не останется и следа. Каждый будет заниматься своим делом.

Что же конкретно планируется сделать? Уже в первом полугодии 2010 года Минпрому, Минздраву и всем обл­исполкомам поручено создать пункты временного хранения ртутьсодержащих отходов. Причем не только в каждом районе республики, но и в организациях, реализующих медтехнику. Появится собственное производство специальных контейнеров, в которых можно будет безопасно хранить термометры, манометры, уровнемеры и ртутьсодержащие лампы. А что же ГО «Белвтормет»? Ему надлежит обеспечить постоянный прием ртути и содержащих ее отходов у населения, а также подразделений МЧС (эта норма, кстати, закреплена еще в положении 1998 года).

— Более того, уже к концу следующего года Минприроды и МЧС разработают порядок обращения с неметаллическими ртутьсодержащими отходами, в том числе теми, что образовались при выполнении демеркуризационных работ, — продолжает Виталий Пекурин. — Уже выбрана единая площадка для их переработки и захоронения. Она находится в Чечерском районе. Именно здесь, на 20 гектарах зоны отселения, расположен Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области. Средства на захоронение будут закладываться отдельной строкой в местных бюджетах.

Звоню в Гомель. Директор комплекса Сергей Гуценков наслышан о готовящихся нововведениях. Увы, просто и гладко все выглядит только на бумаге. Чтобы предприятие заработало в полную силу и смогло в нужном объеме размещать у себя отходы первого класса опасности со всей республики, прежде нужно завершить строительство второго пускового комплекса. Закупить и смонтировать новое оборудование. Ведь здесь и без того сейчас находится на хранении 22 678 кг ртутьсодержащих отходов. А ртуть, как известно, металл тяжелый…

-------------------------------

Вопрос в лоб

— Как вы считаете, кому и как нужно сдавать сейчас разбитые, а также просто неисправные градусники, люминесцентные лампы, манометры и бесхозные колбы с чистой ртутью? — спросили мы у заместителя директора УП «Белцветмет» Сергея АНДАЛЮКЕВИЧА.

Сейчас в республике действует Положение о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов, утвержденное в 1998 году Минэкономики, Минздравом, Минприроды и МЧС. Пунктом 4 данного положения предусмотрено: «сбор ртути и ртутьсодержащих отходов, находящихся на территории республики в незаконном обращении, осуществляют структурные подразделения МЧС и гражданской обороны». То есть бесхозные колбы с ртутью, а также разбитые ртутьсодержащие приборы обязаны принимать подразделения МЧС. Что касается граждан, то они могут в данный момент сдать в цеха УП «Белцветмет» на безвозмездной основе бытовые неисправные или морально устаревшие приборы, содержащие ртуть, а именно медицинские термометры. 

-------------------------------

Прямая речь

Ольга САЗОНОВА, начальник отдела регулирования обращения с отходами Минприроды:

— Проблема зрела не один год, и очень хорошо, что дело сдвинулось с мертвой точки. «Белцветмет» обязали создать по всей стране сеть приемных пунктов, удобных для населения. Вскоре будет разработан порядок приема у граждан ртутьсодержащих отходов, которые образовались после утраты теми же термометрами, барометрами и уровнемерами своих потребительских свойств. Планируется, что принимать их будут в местах реализации: этот вопрос сейчас прорабатывается с Минздравом и Минпромом. Если говорить о конкретных результатах, нами уже внесены изменения и дополнения в Классификатор отходов Беларуси. Отдельной строкой в нем теперь значатся отходы, которые образуются при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды ртутью.

----------------------------------

На снимке: ртуть - металл раздора; подразделение МЧС проводит демеркуризацию в жилом доме. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter