По какому принципу финансируется судебная власть? На вопросы корреспондента «Р» отвечает министр юстиции Республики Беларусь Виктор ГОЛОВАНОВ

— Одно из направлений деятельности Министерства юстиции – организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение общих судов Республики Беларусь. Бытует мнение, что судебная власть финансируется чуть ли не по остаточному принципу. Насколько оно верно? Внесите, пожалуйста, ясность, Виктор Григорьевич. — В нашей стране 151 общий суд. Правосудие осуществляют 1022 судьи. В настоящее время заработная плата судей значительно возросла, и мы надеемся, что судебный корпус будет пополняться лучшими юристами, имеющими к тому же определенный опыт работы в правоохранительной сфере, адвокатуре. В то же время повышены требования за состояние работы с гражданами, организацию их приема в судах, разъяснение действующего законодательства. Министерством юстиции готовится новая инструкция об исполнительном производстве. В текущем году в суды направляется свыше ста компьютеров, звукозаписывающее оборудование. Только в первом полугодии суды получили 14 новых легковых автомобилей. Ведется строительство здания правосудия в Минске, где будут размещены три крупных районных суда. В июле построено новое здание суда Малоритского района. Столичный горисполком принял решение и за свой счет не только капитально отремонтировал здание Минского городского суда, но и оснастил его мебелью для залов судебных заседаний, техникой и другим. Сегодня этим современным судебным зданием может гордиться не только столица, но и республика. Ведется ремонт 24 зданий судов. Президент страны поручил к 1 января 2006 года завершить обустройство здания суда Центрального района г.Минска. Решением Гомельского облисполкома на баланс Министерства юстиции для размещения Гомельского областного суда передано капитальное здание. Конечно, нам бы хотелось, чтобы как можно больше реконструировалось и строилось зданий для судебной системы, ведь это одна из обязанностей Министерства юстиции. Но государство не может позволить себе строить только суды. Необходимы средства и для больниц, школ, библиотек, спортивных сооружений. — Но давайте, если вы не против, Виктор Григорьевич, затронем еще одну важную проблему. В отдельных СМИ распространяется мнение, что в Республике Беларусь затухают процессы создания так называемого гражданского общества, сковывается инициатива граждан. Что скажете на сей счет? — У нас динамично развивается общество, и ничью инициативу регистрирующие органы не сковывают. Приведу цифры, которые подтверждают это. В стране действуют и зарегистрированы Министерством юстиции 18 политических партий, 37 республиканских профсоюзов предприятий, изъявивших желание не входить ни в какие ассоциации, 2295 общественных объединений, 16 союзов общественных объединений, 2 союза профессиональных союзов. Но во всем должны быть порядок и демократическая законность. Министерство юстиции не может регистрировать любые общественные объединения с сомнительными целями и задачами. Иногда даже предварительные беседы с учредителями свидетельствуют, что они четко не знают, чем будут заниматься после регистрации. В результате отдельные из них занимаются торговлей спиртными и табачными изделиями, приобретением удобрений, но не теми задачами, которые закрепили в собственных уставах объединения. Некоторые, не скрывая, ждут помощи от спонсоров из-за рубежа. Если это направлено на оздоровление наших детей, сохранение культурного и исторического наследия нашей страны, укрепление культурного и научного сотрудничества, это можно только приветствовать. Но когда «помощь» идет на цели подрыва суверенитета страны, ее стабильности, правового порядка, это недопустимо. Министерство юстиции жестко контролирует эти процессы. Только в первом полугодии т.г. по решению республиканской комиссии зарегистрировано 83 общественных объединения, в том числе 13 международных. За нарушение законодательства Министерство юстиции инициировало процесс ликвидации 4 общественных объединений. Решением Верховного суда Республики Беларусь они были ликвидированы за нарушения действующего законодательства. — Что можно сказать в целом о строительстве правовой государственности в нашей стране? Насколько белорусское законодательство отражает потребности времени? — В нашей стране последовательно строится правовое государство. Приоритет, естественно, отдается вопросам совершенствования хозяйственного механизма, формированию социально ориентированной рыночной экономики. Хотя и вопросы государственного строительства не уходят на второй план: только в области государственного и социального строительства в первом полугодии т.г. Министерство юстиции участвовало в подготовке 80 законов, 17 декретов и 110 указов главы государства, 283 постановлений правительства. Так, Министерством юстиции при участии других заинтересованных органов разработаны, по сути дела, новые проекты законов «Об общественных объединениях», «О политических партиях», которые, с одной стороны, демократизируют процессы развития партийного и общественного строительства, а с другой – повышают ответственность граждан при реализации конституционного права на объединения, утверждают принцип законности. В настоящее время по поручению Президента готовится комплексный нормативный правовой акт, в который будут включены законодательные акты нашей республики, требующие корректировки в соответствии с требованиями ВТО и проводимой работой по вступлению в эту организацию. В первую очередь это коснется вопросов налогообложения, ценообразования, таможенного регулирования, льготирования и лицензирования экспорта-импорта. Министерством юстиции создана рабочая группа по внесению изменений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах». В частности, предстоит урегулировать институт представительности профсоюзов. Во всех развитых странах государство ведет переговоры при разрешении вопросов социально-трудовых споров и интересов граждан не с любым профессиональным союзом, а с наиболее представительным. Государство должно соизмерять степень влияния того или иного профсоюза или их союза в государстве. И если, например, в государстве действует влиятельная профсоюзная организация, насчитывающая несколько миллионов человек, то, естественно, не учитывать ее интересы нельзя. Одновременно, конечно, будет сохранено право на образование профсоюзов работниками, невмешательство в их деятельность со стороны государства. Это делается по прямому поручению Президента страны в целях защиты прав и свобод граждан и обязательного учета мнения авторитетных общественных объединений при реализации государственной политики в области социальных отношений. В целях пресечения правонарушений при реализации законодательных и иных правовых актов вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», в соответствии с которым предусматривается проведение криминологической экспертизы законов, декретов и указов главы государства, постановлений правительства. Указанные функции планируется возложить на Министерство юстиции и Национальный центр законопроектной деятельности. В соответствии с указанием Президента рассмотрение этого закона будет объявлено срочным в Палате представителей Национального собрания. Одновременно разработан проект указа главы государства, существенно повышающий ответственность руководителей государственных органов за незаконное применение нормативных правовых актов, т.е. без проведения их предварительной правовой экспертизы в Министерстве юстиции. Правовые акты более низкого уровня не должны «размывать» действующее законодательство, противоречить законам, декретам и указам Президента, постановлениям правительства. Всего же в соответствии с планом законопроектной деятельности в этом году будут разработаны или в той или иной степени доработаны 49 проектов актов и самих законов. Можно смело утверждать, что в республике в основном сформировано законодательство, которое позволяет строить развитое демократическое общество с социально ориентированной рыночной экономикой. Недостатка в законах, иных законодательных актах в Беларуси не ощущается. Речь в основном идет о доработке существующей нормативной правовой базы. Вместе с тем с учетом того, что в республике меняется и совершенствуется хозяйственный механизм, укрепляется государственность, необходимо адекватно на это реагировать. Остается острой проблема соблюдения законодательства отдельными гражданами, должностными лицами. Надо признать, что мы еще не добились повсеместно повышения правовой культуры. Придется еще в этом направлении основательно поработать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter