Бандит из Кыргызстана найден убитым в Минске

По горлу и в багажник

В багажнике “Мерседеса” на днях в Минске был обнаружен труп 41-летнего гражданина Кыргызстана Алманбета Анапияева. Мужчину опознали родственники, прилетевшие из Кыргызстана. Кто и за что расправился вдали от родины с президентом международной федерации борьбы на поясах “Алыш”, сегодня пытаются выяснить наши следователи. В то же время биография убитого оказалась весьма насыщена криминалом.


Согласно справке МВД Кыргызстана, опубликованной на сайте ведомства, ранее судимый Алманбет Анапияев по прозвищу Алманбет Алайский являлся лидером одной из организованных преступных группировок и правой рукой вора в законе по прозвищу Коля Киргиз, он же Камчибек Кольбаев.

В январе 2011 года Анапияеву было заочно предъявлено обвинение по статьям 123 (похищение человека), 168 (разбой) и 125 (незаконное лишение свободы) УК КР, после чего он объявлен в международный розыск по линии Интерпола.

В 2012 году власти США включили беглеца вместе с Кольбаевым в черный список членов международной криминальной группировки “Братский круг”. Кстати, за принадлежность к этому “Братскому кругу” Лепс был лишен возможности посещать США. Так что, получается, Анапияев был еще тем бандитом, врагов у него было много, а потому не стоит удивляться такому концу: мужчине перерезали горло. При условии, конечно, если наши следователи получат доказательства, что убийство Алманбета Алайского есть результат неких разборок киргизских преступных сообществ.

Российское агентство “Прайм Крайм” опубликовало свою версию: убийство в Минске могло быть вызвано обострившимся в преступном мире Кыргызстана противостоянием между воровскими группировками. Несколько лет назад в Кыргызстане был всего один “законник” — Коля Киргиз, ставленник ныне покойного вора в законе Деда Хасана. Количество “законников” в Кыргызстане за последние годы увеличилось втрое, а среда эта криминальная предельно агрессивная и с конкурентами здесь не церемонятся. Так что если и говорить о приснопамятных 1990-х, то скорее применительно к Кыргызстану, где они продолжаются по сию пору. Мы же подобное пережили, и, будем надеяться, безвозвратно. Но вспомнить стоит...

Покушения на жизнь лидеров криминального мира, убийства и загадочные исчезновения милиционеры традиционно связывают с конфликтами интересов, а проще говоря — с разборками за передел сфер влияния на отдельно взятой территории, за которыми стоят банальные материальные выгоды. Версия вполне имела бы право на существование, если бы каждое такое преступление было раскрыто и виновные наказаны. Увы, далеко не все тайны профессионального преступного мира раскрыты и получили документальное подтверждение. Некоторые случаи из разряда так называемых вечных “глухарей”.

В мае 2000 года на автостоянке вблизи гостиниц“Юбилейная” и “Планета” произошел взрыв в салоне
“Форд Скорпио”. Водитель и ранее судимый пассажир погибли, на месте происшествия оперативники обнаружили автомат Калашникова и пистолет ИЖ-70. Наиболее вероятной причиной взрыва
явилось “неосторожное обращение потерпевших с взрывным устройством”. Позже стало известно,
что несколько минских уголовников со своими российскими коллегами планировали встретиться в одной из гостиниц и обсудить насущные проблемы.

Первый известный случай покушения на жизнь авторитета относится к 1990 году. В Минске стреляли в Юрия Полшкова, известного в криминальном мире по прозвищу Борода со статусом “положенец” (на положении вора в законе). За что и кто его пытался убить, история подробностей не сохранила. Полшков выжил, но ранение в позвоночник сделало его инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Спустя три года, в апреле 1993 года, смерть от рук своих телохранителей, вооруженных израильским пистолетом-пулеметом “Узи”, принял “смотрящий” за Минском Александр Карлович по прозвищу Король. Преступление было раскрыто. За организацию убийства Короля на девять лет осудили Юрия Полшкова. По версии следствия, Борода выдвинул Короля на “вышестоящую” криминальную должность, но тот повел себя неправильно, начал беспредельничать и жить не “по понятиям”. Кто выдвинул, тот и задвинул... в могилу. Сам же Борода умер в январе 2011 года в одной из минских больниц.

Весной 1993 года из заключения вышел минский авторитет Сергей Широкий по прозвищу Боцман, который со своей братвой “держал” валютчиков. Былого арестанта пацаны встретили как полагается. Его освобождение праздновали в ресторане гостиницы “Планета”, а в подарок рецидивист получил спортивную сумку денег и престижную в то время восьмую модель “Жигулей” цвета мокрого асфальта. В августе того же года Боцмана застрелили в той же подаренной машине. Убийство не раскрыто до сих пор.

Спустя несколько месяцев взорвалась машина подручного Боцмана — Мирона. Авторитет отделался ранениями, не опасными для жизни, и таким испугом, что больше о нем никто ничего не слышал.

Что же касается громких убийств приезжих с криминальным прошлым и настоящим, то здесь есть четкая тенденция: как только у нас появляются богатые люди, например с ближнего и дальнего зарубежья, то вслед за ними подтягивается их "клиентура" из уголовного мира. К теме "привозной" преступности мы еще вернемся.
Назвался вором — прощайся с жизнью?

Особое место в перечне оборванных авторитетных жизней занимают белорусские воры в законе.

В июле 1995 года в Витебском СИЗО загадочно скончался Петр Науменко, или Наум, которого считают первым вором в законе у нас. При нем, говорят, объем воровской кассы увеличился многократно. Наум собрал в единый банк всю “мелочевку” разношерстной белорусской братвы.

10 декабря 1997 года пропадает без вести вор в законе Щавлик, он же Владимир Клещ. Летом 1999 года исчезает вор в законе Александр Трацевский по прозвищу Траца. В августе 2000 года в Витебске возле ночного клуба пуля обрывает жизнь вора в законе Геннадия Лукашова, он же Лукаш. Эти преступления остались нераскрытыми.

Примечательно, что каждый из упомянутых “законников”, что называется, имел вес в белорусском криминальном мире, их статус был утвержден и признан вышестоящим российским воровским “генералитетом”, контролировавшим к началу 1990-х практически все постсоветское пространство.

Наум, Щавлик, Траца и Лукаш — это лидеры, физическое устранение которых могло серьезно отразиться на планах криминалитета по консолидации разрозненных и порой мешающих друг другу организованных преступных группировок в единую структуру. Что, по сути, является мечтой преступного мира, но вообще неосуществимо. Криминальная среда агрессивна по определению и постоянно находится в состоянии войны. По большей части — между собой.

Виктор Федорович, infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter