Минск
+10 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Резкий тормоз на полном ходу: сколько метров понадобится электротранспорту для полной остановки

По главной улице с сегвеем

75—90 километров в час — некоторые электросамокаты в городских условиях легко обгоняют автомобили. Скутеры, сегвеи, велосипеды, питающиеся от розетки, — все эти виды транспорта пока передвигаются по тротуарам, плечом к плечу с пешеходами. И гонять на средствах персональной мобильности с их безостановочным прогрессом становится все более опасно. Попробуй остановись на такой скорости перед внезапно появившимся ребенком или собачкой. Мы измерили тормозной путь подобных средств передвижения и выяснили, от чего угроза больше.


Большой, но надежный

Индивидуальный предприниматель Игорь Куцепалов прокатом этих самых средств персональной мобильности занимается давно, но говорит, что гомельчане только начинают ценить такой вид передвижения. За три месяца у него было около 5000 клиентов, большая часть — во время городских праздников, свадеб и детских вечеринок. Свой разнообразный электропарк Игорь щедро предложил нам на разграбление, и сам согласился стать подопытным кроликом. 

— Мой любимый вид — электроскутер. Мощность двигателя — 1000 ватт. Можно вдвоем сесть. Широкие колеса дают хорошую устойчивость. Задний и передний тормоза — дисковые. Остановиться можно сравнительно быстро. Это, наверное, один из самых безопасных агрегатов. Система так сделана, что если он во что-то уперся или есть перегрузка, дальше не едет.


Выглядит такая махина довольно надежно и не менее масштабно. Кажется, ему вполне место не на тротуаре, а на дороге. Кстати, Игорь выступает за отделение от пешеходов, но с выносом электротранспорта на отдельную от машин полосу. 

— Разгоняется он до 35 километров в час при весе человека не более 50 кило, если тяжелее — до 30. 

На ровном асфальте удается набрать максимальную скорость. Игорь начинает тормозить у нужного столба и останавливается за ним в 5 метрах 10 сантиметрах. Вторая попытка со скоростью 30 километров в час — 4,5 метра. Для чистоты эксперимента выходим на улицу Трудовую, тротуары которой выложены красивой плиткой. По такой поверхности ездить приходится чаще всего. На плитке тормоза визжат, будто спортивная тачка не разминулась с троллейбусом. Электроскутер останавливается через положенные пять метров. Расстояние не самое маленькое, если говорить о соседстве с пешеходами. Для столкновения и травм — масса возможностей.

Тормозной путь электротранспорта проверялся старым проверенным способом — рулеткой.

Медленный, но опасный

Вторая по мощности «машина» — электровелосипед, на котором Игорь легко разгоняется до 32 километров в час. Затормозить удается через 3,9 метра после отметки. На его модели тоже дисковые тормоза, которые показывают стабильный результат и в следующих попытках: 4; 4,1; 3,7 метра. 



В плане надежности Игорь неплохо отзывается о своем сегвее премиум-класса:

— Он думает за человека. Стабилизация здесь очень хорошая, потерять равновесие сложно, если нет бордюров или еще каких-то препон. Максимальная скорость — километров 16 в час. И это предел, он просто не позволит вам разогнаться быстрее, будет пищать, «ругаться», примет строгое вертикальное положение и не даст развить скорость.


Останавливается такой агрегат довольно плавно — 153 сантиметра. А вот на эксперимент с гироскутерами Игоря пришлось поуговаривать.

— Это самый опасный вид, они очень неустойчивые, хотя и разгоняются всего километров до семи в час! Своему ребенку я такой не куплю никогда, даже сам его боюсь. Учтите, до предела разгоняться ни за что не стану!


Балансируя, Игорь успевает остановиться через полметра, но при этом сам чуть было не демонстрирует сальто назад.

Для полноты картины под дружный смех прохожих наш подопытный выкатывает на крошечном детском электромопеде. Коленки трогательно торчат над рулем, тормозной путь — менее полуметра. Такая крошка при идеальных условиях едет чуть быстрее пешехода. Что касается электросамокатов, то тут Игорь Куцепалов призывает к осторожности:


— Я бы на них никого не выпускал без шлема и «черепахи». Тормозной путь зависит от множества факторов. Это и сама надежность системы, и тип колес, и вес человека, и погодные условия. Даже при скорости 30 километров в час падение — почти гарантированный перелом, а при 70 последствия могут быть еще плачевнее.

Количество электротранспорта на улицах города растет, а вместе с прогрессом увеличиваются и скорости, которые способны развивать эти устройства.

Со свистом

Электросамокаты в Гомеле — самый популярный вид «пешеходного транспорта». Пока их учет необязателен, сложно назвать точную цифру, но за пару часов прогулки в центре города мы встретили более десятка двухколесных шедевров инженерной мысли. 

Индивидуальный предприниматель Федор Долголаптев на самокате около полугода — подарили друзья.

— Живу на улице Головацкого, работаю в районе локомотивного депо — расстояние почти в треть города. Добираюсь на работу минут за 20, быстрее, чем автобусом. 


Разгоняется его китайский товарищ до 30 километров в час. Тормозов два. Основная система — рекуперативная. Это такой вид электрического торможения, при котором электроэнергия возвращается в электрическую сеть, даже позволяя подзаряжать аккумулятор. Такую систему часто называют ненадежной, в чем мы и убеждаемся. Остановиться Федор смог возле самого края проезжей части, чуть было не возведя наш спонтанный эксперимент в статус сверхопасных и местами незаконных. От точки торможения — 12 метров. Вторая и третья попытки чуть лучше — 11 и 11,5. 

Частично ненадежный рекуперативный тормоз компенсирует механический, ножной. Заднее крыло при такой системе прижимается к колесу. Но для этого нужны привычка и правильное положение ног — попробуйте при форс-мажоре с первого раза нащупать нужную точку, не видя ее. К тому же производитель не рекомендует злоупотреблять таким тормозом. 


Федор нащупывал ножной тормоз довольно неуверенно и остановиться при скорости 27 километров в час смог только через 10,3 метра. Последний вариант — использование двух систем одновременно. Такой способ тут же дал плоды. Тормозной путь сократился до 8 метров, а когда ездок чуть-чуть помог технике, выставив ногу на асфальт, — до 7,5. 

— Ну так на асфальт со скорости в тридцатку не спрыгнешь, конечно, но и до предела я никогда не разгоняюсь.

Еще пару электросамокатов с аналогичной системой, отданные нам на временное растерзание добрыми хозяевами, показали сходные результаты — 8—10 метров. Удалось опробовать и аппараты помощнее, у которых вместе с рекуперативным торможением применяется дисковый тормоз. Производитель клянется, что такую модель можно остановить за 4 метра, но при следующих условиях: скорость — 20 километров в час, температура около 20 °С, 75 килограммов нагрузки, давление в шинах — 30°35PSI, сухая плоская поверхность асфальта. Как назло, оставила свой манометр в другой дамской сумочке, владелец грустно сознался в превышении веса груза, потому результат составил 5,8 метра. И это на 25 километрах в час. Вывод такой: отдельная полоса для такого транспорта точно не помешала бы.

МНЕНИЕ В ТЕМУ

Анна КОВАЛЕВА, старший инспектор отделения по агитации и пропаганде Гомельского областного управления ГАИ:

— Пока все электроскутеристы, гироскутеристы, пользователи электросамокатов относятся к категории пешеходов. Но учитывая скорость, которую они порой могут развить на тротуаре, МВД инициировало ряд изменений в ПДД, которые сейчас находятся на рассмотрении в Парламенте. Предлагается среди прочего разграничивать эти средства персональной мобильности по их максимальной скорости. Если скутер или самокат разгоняются до 25 километров в час, то их владельцев можно по-прежнему относить к пешеходам. А если быстрее, то такие аппараты следовало бы приравнивать к мотоциклам, скутерам. А значит, нужны будут и водительское удостоверение, и техосмотр, и страховка. И, соответственно, подобные средства персональной мобильности будут передвигаться по проезжей части. 

Передвигаться даже со скоростью 30—40 километров в час по тротуару недопустимо, потому что очень опасно. А некоторые модели гораздо быстрее, и их становится все больше и больше. Мгновенно остановиться на такой скорости невозможно, а специфика некоторых разновидностей электротранспорта не предполагает экстренного торможения. Представьте, какие травмы может получить пешеход, если на него наедет даже легкий электросамокат. А начни неопытный водитель маневрировать на большой скорости таким агрегатом, чтобы избежать столкновения, вполне может сам опрокинуться и травмироваться.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Иван ЯРИВАНОВИЧ
3.2
Загрузка...