Растет транзитный поток грузов
По данным Белорусской железной дороги, транзит грузов по ней в первом полугодии нынешнего года вырос на 8 процентов к уровню того периода 2009–го, составив 23,1 млн. тонн. Главным фактором здесь стало постепенное восстановление «трансбелорусского» — основного потока российских внешнеторговых грузов — через порты Калининградской области (см. таблицу). Объемы транзитных перевозок в этом направлении достигли 6,8 млн. тонн, или 145 процентов к уровню того же периода 2009 года.
В сообщении Восток — Запад — Восток — через белорусско–польские погранпереходы — перевезено до 5,8 млн. тонн грузов. Здесь тоже преобладают внешнеторговые грузы России. Наблюдается также тенденция постепенного роста транзитного грузопотока на российско–белорусско–литовском направлении, в том числе к балтийским портам Литвы.
Применение гибких транзитных тарифов, разветвленность стальных магистралей Беларуси, модернизация их, а также пограничных станций — главные факторы и стимулы растущей транзитной привлекательности национальных железных дорог. Плюс к тому еще одно обстоятельство: «В настоящее время ведутся переговоры с инвесторами из Китая об их участии в электрификации ряда участков БЖД в направлении Литвы», — об этом сообщил начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Беларуси Павел Божанов. По экспертным прогнозам, реализация этого проекта минимум на 20 процентов повысит железнодорожную пропускную способность направления Россия — Беларусь — Литва с ответвлением через Литву к портам Калининградского эксклава.
Таблица
Доля отдельных маршрутов в грузоперевозках между Калининградской областью и остальной Россией (% к объему, за 2008–2010 гг.)
Беларусь — Литва - 68
Беларусь — Польша - 7
Латвия — Литва - 6
Паром Усть–Луга — Балтийск - 19
По оценкам региональных экономических комиссий ООН и национальных транспортных ведомств
Алексей Чичкин
МОСКВА — КАЛИНИНГРАД — МИНСК