По единым стандартам

Чем ближе парламентские выборы в Беларуси, тем больше разговоров о их прозрачности и соответствии международным стандартам. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, где о демократии, должно быть, знают все, в своих отчетах рекомендует нам ни много ни мало внести изменения в избирательное законодательство “в соответствии с международными стандартами”. Весь вопрос в том, что считать этими самыми стандартами, если они в различных странах тоже очень разнятся.

К примеру, предлагается поменять порядок формирования избирательных комиссий и “лишить органы государственной администрации исключительного права назначать состав комиссий...”. В ОБСЕ, наверное, забыли, что в Беларуси с момента принятия Избирательного кодекса в 2000 году состав комиссий утверждается совместным решением президиумов местных Советов депутатов и исполкомов. Возможно, члены миссии не разобрались  в таких “тонкостях”, как различия между исполкомом (который назначается) и Советом депутатов, демократично избираемым народом. Ну да ладно. Но ведь в ряде западных стран (в той же Германии, Италии, Австрии и других) в Центральную избирательную комиссию непременно входит представитель правительства — министр внутренних дел. А выборы в Великобритании полностью и всецело организуют государственные структуры. Главная ответственность за проведение всеобщих выборов 2005 года на национальном уровне была возложена на министерство по конституционным вопросам. Да и в регионах за организацию выборов отвечают руководители органов местной власти (мэр города, шериф графства). Также назначаются действующий уполномоченный по выборам — тоже чаще всего глава исполнительной власти и его заместитель. Должностные лица, отвечающие за проведение голосования, подсчет голосов, обычно назначаются из числа сотрудников местной администрации. Таким образом, и Англию вполне можно “упрекнуть” в доминирующем влиянии представителей власти на организацию и проведение выборов и даже в государственном администрировании их властными структурами.
Не меньшее недоумение вызывает и другое предложение миссии БДИПЧ ОБСЕ: “При назначении состава избирательных комиссий приоритет следует отдавать представителям политических партий”. Наверное, можно было бы отдать, да вся беда  в том, что роль и авторитет политических партий в белорусском обществе крайне невысоки, а общая численность их членов недотягивает даже до одного процента от всего населения страны. Так что  выдвиженцы от трудовых коллективов, общественных объединений и обычные граждане, авторитет которых в обществе бесспорен, куда более вправе представлять интересы своего народа, чем никому неведомые партийцы.
Если данная рекомендация БДИПЧ направлена только на поддержку оппозиционных сил Беларуси, то они сами, судя по фактам, не готовы участвовать в предвыборной борьбе на основе конкуренции и состязательности. Напомним, что  для проведения парламентских выборов в стране сформировано более шести с половиной тысяч участковых избирательных комиссий, в которых задействовано около 70 тысяч человек и в ряды которых оппозиция выдвинула лишь 1300 представителей. То есть участие более чем скромное.
К слову, в законодательстве Германии, Австрии, Финляндии также предусмотрены лишь возможность и право (а отнюдь не обязанность) на включение представителей партий в состав избирательных комиссий.
Далее. Наша страна никогда не ограничивала  количество (и не собирается этого делать сейчас) различных местных и международных наблюдателей на выборах. Стоит вспомнить, что во время президентских выборов 2006 года в Беларусь приехало рекордное количество наблюдателей — 1235 человек, порядка 1000 зарубежных экспертов приедут к нам и на этот раз. И после этого даже как-то неудобно напоминать, что в США — колыбели демократии — как правило, присутствует не более 16 (!) международных наблюдателей. А Австрия, например, на всеобщие выборы в 2006 году не приглашала вообще ни одного международного наблюдателя. Великобритания стала пускать к себе экспертов из-за рубежа только с прошлого года.
Быть может, справедливо требование западных экспертов ограничить возможности для досрочного голосования? Даже  среди белорусов нет единого мнения на этот счет. Но, увы,  досрочное голосование — это тоже  не белорусское ноу-хау, его давно используют многие демократические страны. Голосуют досрочно по открепительным талонам, на избирательных участках и даже по почте. В 2005 году в Великобритании в почтовом голосовании приняло участие около 15 процентов избирателей. В законодательстве 30 американских штатов нет никаких ограничений для участия в досрочном голосовании, в отдельных округах этим правом во время президентских выборов в 2004 году воспользовалась почти половина избирателей.
Безусловно, Беларуси не-безразлично мнение международных организаций, если оно объективное и непредвзятое. А если быть действительно объективным, то избирательный процесс в Беларуси мало чем отличается от западного, а кое в чем даже превосходит его. Но белорусы никогда не будут критиковать, скажем, британскую избирательную систему, оценивать ее, плохая она или хорошая. Пусть это делают граждане самой Великобритании, им же избирать свою власть.
Точно так же не стоит навязывать свои рецепты демократии и гражданам Беларуси. Наши выборы ведь тоже проводятся не для Запада и Востока, а для нашей страны, нашего народа. И люди сами должны определить, кто наиболее достоин представлять их интересы в парламенте.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter