По единым правилам

Из-за наличия многочисленных изъятий в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства все три страны-участницы несут большие издержки.

Из-за наличия многочисленных изъятий в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства все три страны-участницы несут большие издержки.

Принципиальная и откровенная дискуссия президентов Беларуси, России и Казахстана на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске проблему изъятий и ограничений в ТС вывела в ряд самых обсуждаемых во властных кабинетах трех стран.  Вот и значительная часть правительственного часа на совместном заседании двух палат белорусского парламента была посвящена именно этой теме.

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко был откровенен. «Ввиду несовершенства законодательной базы ТС и ЕЭП с многочисленными исключениями и изъятиями мы несем большие издержки, зачастую теряем целые ниши на рынке ТС», – заявил он.

В качестве примера первый вице-премьер привел Постановление № 1432 Правительства России, вышедшее 27 декабря 2012 года, которое фактически закрыло поступление белорусской сельскохозяйственной техники на российский рынок. А это традиционно одна из самых существенных статей белорусского экспорта. Напомним, что данным постановлением с 1 января нынешнего года российским производителям сельскохозяйственной техники установлены субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию их продукции. И субсидии весьма ощутимые – 15 % от цены.

Еще один пример – ситуация, которая складывается в ТС по утилизационному сбору. Недавно принятый закон РФ устанавливает, что утилизационный сбор будет собираться по стране назначения. После длительного обсуждения в Евразийской экономической комиссии принято решение о введении с 1 января 2014 года утилизационного сбора именно по стране назначения. То есть белорусские автомобили, основной рынок сбыта которых приходится на союзную страну, опять же теряют конкурентоспособность.

Россия для поддержки своих производителей в связи с введением утилизационного сбора планирует вводить механизмы, которые призваны компенсировать потери автопроизводителей. В частности, будут субсидироваться потери от электроэнергетических затрат, компенсироваться затраты на научно-исследовательские разработки и другие. В ближайшие дни в Беларуси также должны подготовить проект документов и провести соответствующие переговоры. «Мы должны эту тему решить до конца года, чтобы не подставить наших производителей с 2014 года», – подчеркнул первый вице-премьер.

Депутатов интересовало, означает ли переход с 1 января 2015 года в ЕЭП к торговле без изъятий то, что крупные белорусские потребители топливно-энергетических ресурсов смогут самостоятельно покупать их в России по внутрироссийским ценам.  «Теоретически – да», – сказал Владимир Семашко. В то же время он отметил, что распространенное ранее мнение о том,  что это будет в 2–3 раза дешевле, – заблуждение. 

В последние годы Россия примерно на 15 % повысила стоимость энергоносителей внутри страны. В то время как в Беларуси тарифы на энергоносители для реального сектора экономики не повышаются уже третий год. И само это привело к тому, что  разрыв в тарифах для потребителей Беларуси и России существенно сократился.

Существенным резервом является создание зон свободной торговли ТС с рядом государств, которые весьма перспективны с точки зрения сбыта продукции. МИД Беларуси с коллегами по ТС ведет переговоры об установлении режима свободной торговли с такими странами, как Вьетнам, Новая Зеландия, Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн. Заявили о своем интересе к единому таможенному пространству Кыргызстан, Армения, Индия, Израиль и другие страны.

Впрочем, думая о закреплении и продвижении на внешних рынках, нельзя забывать о цивилизованной защите внутреннего рынка. После вхождения России в ВТО на белорусский рынок хлынуло немало потребительских товаров сомнительного качества. С вступлением Казахстана в ВТО ситуация может усугубиться. Очевидно, что в данном случае приемлема только одна мера защиты – введение в действие, а если необходимо, то и ужесточение уже принятых технических регламентов Таможенного союза и жесткое отслеживание их исполнения. Понятно, что этот шаг понравится не всем индивидуальным предпринимателям, но в целом от него выиграет и государство, и потребители.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter