По дедовским стопам…

Борьбе с преступностью старший участковый инспектор ИДН...

Борьбе с преступностью старший участковый инспектор ИДН Партизанского РУВД столицы Александр Близнюк посвятил свою жизнь по примеру деда – оперуполномоченного Могилевского отдела НКВД БССР Василия Степановича Сидоровича.

Ветеран органов внутренних дел Василий Сидорович ушел из жизни, когда внук Саша учился на дневном отделении физфака Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. Но еще задолго до этого дедушка поделился воспоминаниями и об участии в ликвидации бесчисленных бандитских группировок, заполонивших леса послевоенной Беларуси, и о ранении, полученном в 1946 году в одной из стычек с недобитыми гитлеровскими приспешниками.

Изначально парень отправился постигать педагогическую профессию, однако к выпускному балу дипломированный учитель физики Александр Близнюк принял окончательное решение продолжить дело, начатое дедом. Так недавний студент-педагог стал участковым инспектором инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) Партизанского РУВД Минска.

Делая такой выбор, Александр вполне резонно предполагал, что полученные в университете навыки работы с детьми придутся весьма кстати. Только одно дело – преподавать в школе, и совсем другое – работать с человеком, который пошел на конфликт с законом. Пришлось молодому офицеру постигать еще и педагогику милицейскую.

Немалую роль в освоении специфической «науки» сыграли его руководители и наставники – тогдашний начальник инспекции Олег Царук, позже возглавивший УВД Минского района, и старший участковый инспектор Валентина Пустоход, пришедшая на службу в «детскую» милицию из разведотдела. Причем первую «экскурсию» по злачным местам района организовала для подопечного именно Валентина Валентиновна.

– От увиденного я был, мягко говоря, в шоке, – вспоминает Александр свое первое знакомство с притонами и их обитателями, бросившими родных детей на произвол судьбы. – Например, мне, как человеку, в некоторой степени знакомому с укладом сельской жизни и бытом тамошних любителей горячительных напитков, было немножко жутковато видеть, что некогда добротные столичные квартиры превращены их владельцами в жалкое подобие жилищ, которое не идет в сравнение даже с пришедшими в упадок домами деревенских выпивох. И в таких условиях жили дети…

После того первого визита у инспектора Близнюка были сотни других посещений неблагополучных адресов. И по каждому из них милиционера встречали пьяные матери, отцы заплаканные детишки.

– Однажды в дежурную часть управления поступило сообщение, что в два часа ночи в одном из домов по 2-му переулку Багратиона пьяная мать не позволяет войти в квартиру бабушке с малолетним ребенком, – рассказывает инспектор. – По прибытии на место и после разговора через закрытую дверь с перебравшей на свадьбе дебоширкой, стало понятно: внутрь свое чадо мамаша впускать не намерена, так что придется забирать ребенка в приют. Я наклонился к коляске и тут же заметил на лице девочки странные покраснения, схожие со шрамами после ожогов. Мать же на вопросы об их происхождении лаконично заверила: мол, у дитяти режутся зубки.

Возможно, что кто-то по своему неведению и поверил бы в эти «железные» доводы, но только не Александр, у которого на руках был собственный малолетний ребенок и у которого тоже резались зубки.

— Окончательное объяснение дали медики, а позже и сама мамаша, когда в отношении ее было возбуждено уголовное дело по букету статей Уголовного кодекса, – продолжает Александр. – Причиной же стало непод-властное фантазии нормального человека обращение с родной дочерью, которую на пару с супругом, по непонятным причинам усомнившимся в своем отцовстве, дамочка истязала и без всякой жалости тушила на ее голове окурки…

Суд в последующем оценил изобретенную садисткой воспитательную методику в десять лет колонии. Правда, причастность отца ребенка к экзекуциям доказать не удалось. Но вскоре мужчина отправился за решетку за убийство своего отца. Что же касается жертвы родительской «ласки», то, возможно, повзрослев, девочка уже и не вспомнит, как дядя-милиционер спас ее от дальнейших мучений, а дяди-доктора восстанавливали природную красоту ее личика.

Хотя есть и те выходцы из проблемных семей, которые надолго запоминают сделанное им добро. Так, например, выросшая без матери и при отце-алкоголике Светлана и по сей день благодарна своему участковому инспектору ИДН Александру Близнюку и ответственному секретарю районной комиссии по делам несовершеннолетних Нине Байковой, вовремя оградивших ее от пагубного влияния. Ведь именно по примеру непутевого родителя и своих не шибко законопослушных товарищей в 13 лет девчушка совершила кражу и попала на учет в ИДН. Однако инспектор не увидел тогда в глазах подростка озлобленности и желания продолжать преступный путь. А по одному внешнему виду Светы было заметно, что живет она далеко за чертой минимального достатка.

Общими усилиями мили-ционер и ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних добились выделения девчушке одежды из гуманитарной помощи и с той поры взяли ее под свой личный присмотр. В итоге Светлана выросла, окончила медучилище и благополучно устроилась на работу. Сейчас она воспитывает уже своего ребенка и готова сделать все, только бы он не повторил судьбу ее отца. Жаль только, что, по сведениям беспристрастной статистики, такие случаи скорее исключение, чем правило…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter