Беларусь имеет полное право предъявлять к иностранным поставщикам принципы социальной ответственности

По-честному и справедливо

Беларусь имеет полное моральное право предъявлять к иностранным поставщикам принципы социальной ответственности, сложившиеся в нашем государстве

Просочиться на иностранные рынки нынче непросто. Хотя во всех регионах декларируют свободу конкуренции и доступа на рынок, равенство всех производителей и поставщиков, на деле же все научились разными хитростями и ухищрениями защищать своих производителей, в том числе через применение различных требований и к импортной продукции, и к компаниям-поставщикам. Запросы могут быть самые разные и неожиданные, причем сформированные как на национальном, так и на корпоративном уровне. Одним подавай низкий углеродный след, другим — глубочайшую прослеживаемость всего спектра сырья и компонентов, из которых изготовлена продукция, третьим — соблюдение каких-нибудь хитрых социальных норм в корпоративной практике… Особенно изощряются европейцы. Впрочем, пример-то оказался заразительным. И теперь все больше стран включаются в гонку введения различных стандартов, прежде всего для иностранных контрагентов. И нашим экспортерам приходится трудиться в поте лица, чтобы сохранить свои позиции на зарубежных рынках. А между тем зарубежная продукция достаточно плотно проникла на наш рынок и окопалась здесь. Настолько устойчиво, что никаким импортозамещением и даже западными рестрикциями не удается значительно увеличить долю продажи белорусских товаров на внутреннем рынке. Даже приходит в голову шальная мысль: а не слишком ли широко мы открыли двери для зарубежных производителей? Настолько гостеприимно их распахнули, что в некоторых случаях импортеры оказываются в более выгодном положении, чем родные предприятия.


Ни для кого не секрет: социальные гарантии в Беларуси существенные и разнообразные. И трудовое законодательство достаточно строгое. Задержки зарплаты, сверхурочные рабочие графики на истощение без выходных и отпусков и другие эксплуататорские явления в своем крайнем проявлении уже давно напрочь изжиты в Беларуси, в том числе из частного сектора. Попробуй не то что вообще не заплатить зарплату, а просрочить ее выплату. Примчится эскадрон проверяющих и контролеров и наведет порядок жесткими административными мерами. Причем сотрудникам даже жаловаться не надо: все подобные вопросы взаимоотношений нанимателя и работников находятся на автоматическом контроле. Конечно, иной раз случаются неприятные эксцессы. Но они единичны и мгновенно нейтрализуются. Налоги у нас тоже, прямо скажем, не самые низкие в мире. Ладно еще фискальная нагрузка. Но размер отчислений в Фонд соцзащиты населения является если не рекордным, то достаточно высоким. В кулуарах эксперты ведомств экономического блока признаются: для повышения конкурентоспособности компаний вроде бы было и логично несколько снизить ставки отчислений в ФСЗН. Но социальные обязательства государства (перед пенсионерами, нетрудоспособными гражданами, роженицами и семьями с детьми и т. д.) не дают возможности ослабить давление соцотчислений на реальный сектор.

Впрочем, не будем лукавить: значительные социальные трансферты, через которые нивелируется расслоение в обществе по доходам, создают устойчивый спрос на потребительском рынке, причем в среднем ценовом сегменте, самом массовом и выгодном по большому счету для наших производителей. Будем объективны, в премиум-сегменте наши компании не самые сильные. А производить товары совсем уж категории «эконом» не позволяет система стандартизации, которая жестко блюдет интересы потребителя в части гарантированной безопасности любой продукции.


Словом, социальная модель, несмотря на достаточно высокую нагрузку, для наших производителей является в определенной степени выгодной. И была бы таковой безу­словно, если бы не конкуренция с импортом. По крайней мере, в некоторых сегментах. С точки зрения безопасности продукции ко всем товарам на потребительском рынке независимо от страны происхождения предъявляются одинаковые требования. И за этим следят самым пристальным образом. Негодную продукцию быстро вычисляют, и она не успевает попасть на магазинные полки. А если иной раз что-то несоответствующее и просочится в торговлю, то мгновенно из нее изымается. С этой точки зрения конкуренция на внутреннем рынке честна и беспристрастна.

Но в некоторых категориях оте­чественные компании проигрывают по ценовому фактору. Иногда даже очень значительно. И причина не только в том, что по уровню инноваций эти предприятия находятся не впереди планеты всей. Хотя совсем «убитых» производств в стране почти не осталось. Причина — высокие затраты на рабочую силу, а также на соблюдение всех строгих правил охраны труда и финансирование соцпакета работникам.

Возьмем, к примеру, легкую промышленность. Отрасль достаточно трудоемкая. Расходы на рабочую силу занимают существенную долю в себестоимости продукции. И наши производители все нацио­нальные требования социальной ответственности выдерживают. Но как им конкурировать с производителями из некоторых регионов в Юго-Восточной Азии? Там зарплата доллар за 12-часовой (а то и дольше) рабочий день является нормальной, а два доллара — фантастически высокой. Соцпакета и ответственности не существует в корпоративной культуре вообще.

Об охране труда если и имеются представления, то в эти мероприятия средства никто не вкладывает. Травматизм на производстве до безобразия драматичен, но это никого не смущает. Ни местный бизнес, ни местное правительство, ни контрагентов, которые и поставляют эту дешевую продукцию по всему миру. Кстати, на ней могут стоять вполне уважаемые торговые марки из разных государств. Хотя много и товаров no name. И они дешевые до безобразия. Как с ними могут конкурировать белорусские производители? Пытаются. Но, как мне видится, не настолько успешно, как этого бы хотелось.

Это объективная реальность. Не стоит ли более пристально рассмотреть вопрос под другим углом и предъявлять к импортным поставщикам некие требования хотя бы минимальной социальной ответственности? И не нужно меня обвинять в протекционизме. Тема соцответственности в экстерриториальном масштабе нынче очень модная. Шагает по всей планете. И дело-то не только в том, что всем хочется облегчить долю швей в регионе Индокитая. Хотя такая благая цель тоже присутствует. Но ключевая цель самая что ни на есть прагматичная: защитить собственного производителя от слишком дешевого импорта, ценовая доступность которого достигается в том числе варварскими условиями производства.


Проблема не тривиальная, требует внимательного изучения, исследования и обсуждения, как и самой грамотной юридической обвязки. Но, как видится, имеет смысл погрузиться в нее более глубоко. Ибо сохранять высокие стандарты социальной ответственности нашими компаниями и поддерживать их конкурентоспособность на внутреннем рынке при совершенно открытом подходе для импорта — задача все более неразрешимая.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter