По болевым точкам

1 января 2007 года неудавшиеся родители впервые примерили на себя термин «обязанные лица»...

1 января 2007 года неудавшиеся родители впервые примерили на себя термин «обязанные лица» и были поставлены перед фактом: за содержание детей в интернатах надо платить. Никто не рассчитывал, что добиться неукоснительного выполнения нормы, заложенной в Декрете Президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», будет легко. Эту проблему четвертый год усиленно решают райисполкомы, УВД, участковые, служба занятости, отделы образования, суды, директора предприятий и координационные советы, возглавляемые зампредами облисполкомов. Каков результат?


В прокуратуре Гомельской области поделились цифрой: областной долг «обязанных лиц» 1 января составил около 17 миллиардов рублей. В прошлом году было 12 миллиардов. Впрочем, прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи областной прокуратуры Вера Замойская обращает внимание на то, что математика тут хитрая. Ведь и платить биологические родители стали почти в два раза больше. Только, как ни напрягаются они сами и их кураторы, эти суммы не поспевают за затратами на содержание детей.


Вообще–то Гомельская область преуспела по части нахождения занятия для тех, чьи дети находятся на содержании государства. Областной комитет по труду, занятости и социальной защите первым в стране отчитался о 100–процентном трудоустройстве таких родителей (из числа направленных в службу занятости). Однако само по себе трудоустройство еще ничего не гарантирует, когда у человека — ни профессии, ни желания работать...


Напомню, возмещать затраты на воспитание отобранных детей биологические родители должны были и раньше. Но на практике тунеядцы не видели резона платить, чувствовали себя неуязвимыми. Теперь же, спустя три года после начала действия декрета, в любом райисполкоме могут привести немало положительных примеров. Раньше человек пил — теперь встал на ноги, работает. Повышенное внимание и требовательность к «обязанным» со стороны местной власти, правоохранительных органов, общественности хоть и медленно, но меняют ситуацию к лучшему.


И все же проблем хватает. Одна из них — низкие заработки горе–родителей. В идеале зарплата должна не только «обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей», но и оставлять треть суммы работающему. Только где ж такую возьмешь?.. Сегодня по предприятиям области разбросаны 1.876 «обязанных». По данным прокуратуры, 539 из них не в состоянии гасить долг и оплачивать текущие расходы. При том, что расходы эти не столь уж велики — около 340 тысяч рублей в месяц на ребенка в зависимости от возраста.


Еще одна беда — нехватка ответственности и сознательности у «контингента». В последнем квартале 2009 года 492 человека прогуляли больше 10 дней...


На одном из предприятий заместитель директора по идеологии признался: платим «обязанным» незаработанное. Какие, мол, из них специалисты, пришли — и на том спасибо... Так и «трудятся» за чужой счет. И таких «работяг» — не сосчитать...


К тому же эти люди уверены в том, что им нечего терять. Дескать, все самое плохое с ними уже произошло.


Означает ли это, что огромный долг можно списать как безнадежный? На Гомельщине так не думают. Кураторы продолжают искать «болевые точки». Здесь первыми стали практиковать выселение из обширных «многодетных» квартир. Вера Замойская уверена, что это позволит не только сохранить жилье для детей, но и заработать.


С начала действия декрета освобождено 50 таких квартир. На их сдаче в аренду уже заработан 41 миллион рублей. Одна закавыка: прежде чем сдать «убитые» помещения внаем, их пришлось отремонтировать. Что обошлось почти в 45 миллионов рублей... Тем не менее в области уверены: эти инвестиции еще окупятся. А больше всего рады тому, что главный результат все же достигнут: несмотря на ожидаемые и объективные трудности, настроение «контингента» за три года поменялось радикально...


Комментарий


Александр Васильцов, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома, секретарь областного координационного совета по реализации Декрета № 18:


— Как заставить работать? На многих действует отрезвляюще административный арест за уклонение от работы. То же относится и к перспективе попасть в ЛТП или колонию, потерять квартиру. С другой стороны, если мы видим перемены к лучшему, то всеми способами стараемся закрепить успех. Например, помогаем найти работу с более высокой зарплатой. Кроме того, сегодня при возврате детей в семью долг списывается. Это — хороший стимул, и число таких случаев растет. Ведь главной задачей для нас остается как раз сохранение биологической семьи.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter