Поворота в миграционной политике ЕС пока не видно

Плывущие по волнам

Средиземное море уже называют общей могилой. Что ни день приходят новые сообщения о гибели беженцев, которые на переполненных утлых суденышках пытаются перебраться в Европу. Одни бегут от войны и разрухи из Сирии, Ирака и Ливии, другие — от нищеты и безысходности. Поскольку перевозчики отправляют мигрантов на судах, непригодных для морского плавания, до спасительной суши добираются немногие. И чаще трагедия наступает раньше, чем берег появится на горизонте. Что должны делать европейские страны? Человечность требует спасать людей. Но как обеспечить спасенным достойные условия жизни?



С начала этого года в Средиземном море погибло почти две тысячи мигрантов. Это в сотни раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Что же изменилось с тех пор? Итальянскую поисково-спасательную операцию “Средиземное море”, участники которой исследовали ливийское побережье в поисках судов контрабандистов, прошлой осенью отменили. Вместо нее появилась новая под названием “Тритон”. Это довольно слабая (и менее дорогостоящая) программа ЕС, которая предусматривает патрулирование вод вблизи Европы. Лишь потому, что уже невозможно игнорировать общественное давление, лидеры ЕС на саммите в Брюсселе договорились утроить объем финансирования операции “Тритон”, доведя его до 120 миллионов евро в год, а также увеличить число участвующих в ней кораблей, вертолетов и самолетов. Но вряд ли это позволит обуздать средиземноморскую миграцию.

За прошлый год в Средиземном море погибло больше мигрантов, чем пассажиров на “Титанике”. По меньшей мере 3,5 тысячи человек утонули, пытаясь добраться до европейских берегов

Вторым пунктом плана стало решение скоординировать действия членов сообщества по приему и распределению по всем странам ЕС тех мигрантов, которые имеют основания для получения статуса беженца. Однако достичь согласия в этом вопросе будет непросто. Политики не знают точного количества потенциальных беженцев, а поэтому не понимают, какой в итоге должна быть “справедливая доля” распределения мигрантов по странам. К тому же внутри ЕС существует правило свободного перемещения. И даже если беженцы осядут в Болгарии или Польше, ничто не помешает им сесть в автобус и уехать в Германию или Францию.

Все едины в том, что пора срочно что-то предпринять. Возмущение велико, упреки безжалостны. ЕC, мол, не принимает действенных мер, чтобы предотвратить массовую гибель беженцев на море. Но все это возмущение имеет смысл тогда, когда оно увязано с честным подходом. Ведь вопрос стоит так: а у кого есть действительно реалистичные предложения, которые найдут поддержку большинства населения стран Евросоюза? И вдогонку еще один вопрос: где предел способности общества интегрировать мигрантов? Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон однозначно выразил свою жесткую позицию: английские корабли будут спасать беженцев, однако ни одного из них Великобритания принимать не будет. Всех их сразу высадят на итальянский берег.  

Панацеи против страданий тысяч беженцев ни у кого нет. Католическая церковь и правозащитные организации выступают с доводами о том, что нравственный долг Евросоюза — защищать бедных и обездоленных. Богатый континент легко может принять у себя то количество беженцев, которые пытаются пересечь море.

Пока гуманисты делают ставку на дополнительные спасательные суда, циники требуют создания дополнительных пограничных заграждений и лагерей для перемещенных лиц. Но и те и другие говорят лишь о симптомах, а не о причинах болезни. Только всесторонняя помощь бедным странам Северной Африки, урегулирование вооруженных конфликтов и рост экономики могут остановить наплыв беженцев. Это и есть главные задачи мировой дипломатии.

Здесь, наверное, нелишне напомнить о том вкладе, который вносит наша страна в безопасность восточных границ Евросоюза. Беларусь, по сути, последний рубеж для нелегалов на пути в ЕС. Едва ли не каждый день пограничники задерживают “пилигримов” из Вьетнама, Сирии и других государств. Сегодня многие политики Евросоюза признают, что граница с нашей страной для них одна из самых безопасных, в том числе благодаря совместным программам международной технической помощи. Так, может, есть смысл перенести этот опыт и на южные рубежи?

Василий Александров

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter