Плюсы и минусы

Как сработала белорусская экономика в начале нынешнего года?

Как сработала белорусская экономика в начале нынешнего года?

По итогам четырех месяцев нынешнего года из восьми важнейших параметров прогноза на 2013 год выполненными оказались только четыре. Впрочем, как говорят экономисты, в данном случае важен, скорее, не количественный рост, а качественный. А в этом смысле подвижки есть, и приятные. В то время как в стране явно замедлились темпы роста ВВП и увеличиваются складские запасы, внешнеторговое сальдо продолжает оставаться положительным, и к тому же явно увеличилась активность иностранных инвесторов.

Рост не ради роста

В последнее время экономисты в стране разбились на два лагеря. Одни утверждают, что ВВП — это, конечно, важный показатель, но нагонять его только ради вала не стоит. Другие, напротив, придерживаются мнения, что рост экономики — это рост экономики, и кровь из носу он должен быть. В январе—апреле текущего года экономический рост страны был отмечен на уровне 2,5 % при прогнозном значении 8,5 %. Даже по сравнению с прошлогодними цифрами белорусский ВВП снизился на 1 %, хотя в начале 2012 года мы выбирались из кризисной ямы. «Ключевые сектора экономики не демонстрируют роста: ВВП поддерживается чистыми налогами на продукты (вклад в ВВП — 1,4 %) и торговлей (1,6 %) при отрицательном вкладе промышленности (-0,6 %) и транспорта и связи (- 0,1 %), нулевом вкладе строительства и низком — сельскохозяйственного производства (0,1 п.п.). Во всех видах экономической деятельности в январе—апреле т.г. отмечается тенденция замедления темпов роста, что в свою очередь отрицательно сказывается на росте ВВП»,— такие данные приведены в анализе выполнения за четыре месяца важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси, размещенном на сайте Министерства экономики. Правда, при всей сложности, неод¬нозначности ситуации в этом в ведомстве нашли и положительный момент. Оказывается, в стране наблюдается постепенное восстановление внутреннего спроса как со стороны потребления домашних хозяйств, так и со стороны инвестиций. Внутренний спрос является основным фактором роста ВВП. Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП за три месяца текущего года составило 77 % (за аналогичный период прошлого года — 103,7 %),что свидетельствует об уменьшении вклада в рост ВВП внешнего спроса, указали в Минэкономики.

Лидеры и аутсайдеры

В результате продолжившегося в начале нынешнего года замедления индекс промышленного производства составил 98,3 % при прогнозе на 2013 год 107 %. Низкая динамика промпроизводства сложилась в результате спада производства нефтепродуктов (79,5 %), продукции химической промышленности (80,2 %), целлюлозно-бумажной промышленности (84,5 %), текстильного и швейного производства (99,4 %), а также машин и оборудования (99,9 %). Фактически прирост по промышленности формировался производством пищевых продуктов (107,4 %), электрооборудования (115,7 %), резиновых и пластмассовых изделий (111,4 %), транспортных средств (104,4 %) и металлургией (104,9 %). Однако он был недостаточен, чтобы компенсировать сокращение выпуска продукции в нефтепереработке и химии.

Инвестиции начинают работать

Одна из приятных новостей последнего времени — наметившийся в страну приток иностранных инвестиций на чистой основе. В прошлом году, когда белорусская экономика проходила посткризисную реабилитацию, инвесторы побаивались вкладывать в нее, но сегодня некоторые из них преодолели страхи. Как недавно отметил министр экономики Николай Снопков, выступая в Париже на презентации экономики и инвестиционных возможностей Беларуси, наиболее привлекательными секторами для вложения прямых иностранных инвестиций в Беларуси стали машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также деревообработка.

За январь—апрель 2013 года поступление в белорусскую экономику ПИИ на чистой основе составило $ 1507,9 млн., а это более 75 % от годового плана в $ 2 млрд. По сравнению с первыми четырьмя месяцами 2012 года приток инвестиций вырос в 2,6 раза. Как всегда, наибольшую активность в привлечении капиталов из-за рубежа проявил частный сектор — на долю организаций без ведомственной подчиненности пришлось $ 1328,2 млн. Основной приток ПИИ на чистой основе по-прежнему приходится на белорусскую столицу — $ 876 млн., или 58,1 % всех поступивших в страну. Впрочем, регионы тоже достаточно активны. Так, Гомельская область в 4,5 раза перекрыла прошлогодние объемы ПИИ на чистой основе, Минская — в 3,7 раза, Витебская — в 2,4 раза, Могилевская — в 1,8 раза, Гродненская — в 1,4 раза, Брестская — в 1,4 раза.

Дела торговые

Сальдо внешней торговли товарами и услугами в течение января—марта сохранялось положительным и составило по итогам трех месяцев $ 426,4 млн., практически достигнув годового прогнозного значения в $ 515 млн., или 3 % к ВВП. Однако в этом показателе не без своих сложностей. Дело в том, что положительное сальдо внешней торговли услугами ($ 783,1 млн.) компенсировало отрицательное сальдо внешней торговли товарами (минус $ 356,7 млн.).

В последнее время белорусские промышленные предприятия явно чувствуют дискомфорт при работе на внешних рынках, они столкнулись с явным снижением спроса на свою продукцию. В январе—марте дефицит внешней торговли товарами составил $ 564,2 млн., в то время как годом ранее наблюдался профицит, причем большой — в размере $ 896,5 млн. Получается, что экспорт товаров сократился на 20,5 %, или на $ 2,5 млрд., при параллельном снижении импорта на 9,1 %, или на $ 1 млрд. В Минэкономики отмечают, что сокращение экспорта наблюдается по всем группам товаров, за исключением разве что потребительских продовольственных товаров. Однако главной причиной падения экспорта называют снижение поставок нефтепродуктов (они в стоимостном выражении сократились на 20,6 %), а также фактически полное прекращение экспорта отдельных видов конъюнктурных товаров. В частности, хорошие минусы показывают экспортные продажи грузовых автомобилей (в 2,1 раза), седельных тягачей (на 36,6 %), сельскохозяйственной техники (на 22,7 %), холодильников (на 21,2%), тракторов (на 18 %).

При этом в Минэкономики отметили, что частично минусы по одним направлениям компенсируются плюсами по другим. Так, значительно увеличились поставки на экспорт азотных удобрений (в 3,5 раза), калийных удобрений (на 38,8 %), молока и молочной продукции (на 21,2 %), сжиженного газа (на 17,6 %). Общие потери в экспортных поставках от невыполнения показателя большинством министерств и концернов оцениваются примерно в $ 2 млрд. Хотя провалы в поставках производители решили закрывать путем выхода на новые рынки. Помимо традиционного направления, такого как Единое экономическое пространство, предложения сыплются и в адрес государств Азии и Африки, где на сегодняшний день рецессии, в отличие от стран Западной Европы, не наблюдается. Прирост экспорта в страны ЕЭП составил $ 131 млн., в страны Азии — $ 78 млн., Африки — $ 13 млн. При этом наблюдается сокращение экспорта в страны ЕС (на $ 2,5 млрд.), в остальные страны СНГ (на $ 162 млн.) и страны Америки (на $ 48 млн.).

В результате географической диверсификации и увеличения перечня стран—импортеров белорусской продукции на 2 государства экспорт возрос на $ 35,8 млн., констатировали в Минэкономики.

Цены «съежились»…

Из приятных новостей: инфляция в Беларуси все-таки отступает. Прирост индекса потребительских цен за январь—апрель составил 5,9 %, что немногим менее половины установленного на год задания. Однако в течение квартала специалисты отметили постепенное замедление темпов инфляции. В январе она была 3 %, в феврале — 1,2 %, в марте — 1,1 %, зато в апреле — всего 0,5 %. Это стало поводом для снижения ставки рефинансирования Национальным банком. По итогам последнего состоявшегося всего несколько дней назад она достигла 23,5 %. Специалисты подсчитали, что если на макроуровне белорусской экономике ничто не помешает, то к концу года она снизится до прогнозных 15 %.

…А зарплата — выросла

Еще один фактор риска, на который все чаще указывают внешние экономические эксперты, — это рост зарплат. По мнению многих, они у нас заметно оторвались от реальности и по темпам своего роста перекрывают показатели роста производства. За первые три месяца текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения (то есть просчитываемые с учетом «минусов» инфляции) увеличились на 21,4 %. В прогнозах, следует заметить, цифры были весьма скромные — 6,5 %. В то же время рост производительности труда за январь—апрель 2013 года составил 103,5 %, что на 19,4 % ниже роста реальной заработной платы. В Минэкономики смотрят на этот разрыв с тревожным чувством, но в ведомстве считают, что реализация планов комплексной модернизации экономики будет способствовать росту производительности труда. Следует только подождать.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter