Плюшевый выстрел

Через неделю в минском клубе «Реактор» впервые пройдет третий фестиваль актуальной белорусской музыки «Можно!»...

Через неделю (в ночь с пятницы на субботу) в минском клубе «Реактор» впервые пройдет третий фестиваль актуальной белорусской музыки «Можно!». Парадокс тут не в определениях, а скорее в том, что первые два фестиваля прошли в Москве и третий предполагался в Питере, но досадный альянс гриппа с кризисом спутал организаторам все планы. К слову, в Питер команды, опекаемые концертным агентством Bo Promo («Серебряная свадьба», «ПортМоне», «Аддис–Абеба», Botanic project, «Кассиопея», RockerJoker, CherryVata, «Мох» («Солнцецветы») и «Нагуаль») в скором времени все же собираются. Как утверждает директор промо–группы Александр Богданов, организовать подобное событие в обеих культурных столицах России можно с куда меньшими финансовыми и нервными затратами, нежели на родине. Собственно, поэтому Минску и пришлось ждать два года, прежде чем «мы решили рискнуть», признается Богданов. И вслед за этим раскрывает планы по завоеванию украинской публики, а дальше — кто знает? — и всей европейской...


Бесспорно, наше актуальное искусство достойно того, чтобы его знали не только дома. Художники и музыканты, смело экспериментирующие со стилями и смыслами, у нас порой встречаются и поинтереснее, чем те явления, о которых говорят и пишут повсеместно. Как отмечали мои российские коллеги, восторженно рапортовавшие о двух предыдущих фестивалях «Можно!», сегодняшняя Россия гораздо серьезнее инфицирована коммерческим вирусом, распространяющимся — увы! — даже среди альтернативных музыкантов. Ну а белорусское актуальное искусство, мол, больше сосредоточено не на деньгах, а на творчестве — вот и результат...


В общем–то это правда. И Светлана Бень, хрупкая и эпатажная Бенька, ничуть не лукавит, рассказывая про Новый год, который встречала под Парижем в доме знаменитого «лицедея» Вячеслава Полунина. «Мы не строили никаких планов, просто отмечали праздник с друзьями и играли для волшебных, удивительных людей», — смущенно улыбается варьете–клоунесса «Серебряной свадьбы». И когда балагур Михей Носорогов, выступающий теперь под именем РокерДжокер, не без самонасмешки комментирует успех своего невозможно ироничного клипа «Америка» в интернете, заподозрить в кокетстве этого огромного человека «с плюшевым пистолетом» (так определяет свое творчество он сам) также едва ли возможно... Но когда Светлана вслух радуется «возможности бесплатно сходить друг к другу на концерт», имея в виду грядущий фестиваль и загодя защищаясь от предполагаемого скептицизма публики, искрить в медиа–пространстве восторженными возгласами «Дождались!», «Наконец–то!», «Можно!» как–то уже и некорректно...


На пресс–конференции, состоявшейся накануне, будущие участники первого фестиваля белорусской актуальной музыки о настороженном отношении родной публики говорили так обильно, что на их будущий 10–часовой концерт хотелось махнуть рукой заранее. «Все может закончиться как грандиозным прорывом, так и феерическим провалом», — подвел черту под общим пессимизмом Илья Черепко–Самохвалов из группы «Кассиопея». Право же, досадно слышать такое от музыкантов не просто нестандартных, а действительно достойных. Но беда в том, что имена многих из них в Беларуси известны разве что тем заядлым меломанам, которые готовы долго и целенаправленно бороздить социальные сети интернета, разыскивая информацию о предстоящих концертах. Рекламы зачастую никакой, а человек, гордо именующий себя директором промо–группы, еще и не со всеми изданиями согласится общаться, подчеркивая, что у него тут не ширпотреб. Но стоит ли после этого негодовать, что народ на клубные концерты в Минске не ходит, а администраторы местных клубов страхуются от убытков, накручивая цены на аренду своих залов? Культивировать элитарность, конечно, приятно, но тут уж, как в известном анекдоте, надо определиться, что важнее, — шашечки или ехать...


К музыкантам я в общем–то без претензий. Талант творца и бизнесмена редко уживается в одном человеке. И лично мне действительно будет обидно, если космические джазовые медитации от «ПортМоне» или ироничный регги от «Ботаников» из Молодечно так и не станет открытием для кого–нибудь за пределами узкого круга их верных поклонников.


— Ну это же вопрос критической массы — просто из Беларуси в Россию приехало столько музыкантов, что не замечать их стало невозможно, — рассуждает Михей Носорогов о причинах успеха нашей актуальной музыки в московских клубах.


Заметить их дома пока намного сложнее. Как часто, впрочем, и застать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter