Плюс химизация всей страны

В самом начале второго десятилетия XXI века мир, и мы вместе с ним, отмечает необычный юбилей — исполняется полвека, как благодаря итальянским химикам из города Болонья на мировой арене появилась знаменитая синтетическая непромокаемая ткань — «болонья»...

В самом начале второго десятилетия XXI века мир, и мы вместе с ним, отмечает необычный юбилей — исполняется полвека, как благодаря итальянским химикам из города Болонья на мировой арене появилась знаменитая синтетическая непромокаемая ткань — «болонья». И на авансцену моды вышли одноименные легендарные плащи!


Просто — «болонья»!


В начале 60–х годов прошлого века (по некоторым данным, в 1962–м) на одной шестой части суши — в огромном СССР — появилась эта модная «несоветская» новинка — плащи из очень тонкой, легкой, непромокаемой ткани, шуршащей при ходьбе. Назывались они «болонья», а еще — «болони», «болония»... Первые минские модники и модницы с огромным трудом доставали эту вожделенную обновку. Плащи были в основном синего цвета (мужские — иногда черные). И казалось, что весь Советский Союз оделся в них. Не беда, что на улице нет дождя — их носили и весной, и летом, и осенью, в обычные, пасмурные, солнечные и даже слегка морозные дни. Все похожи друг на друга, как «браты–акробаты», — на каждом «болонья».


Со временем выпуск чудо–ткани освоили и советские предприятия. Стали у себя шить плащи, в комплект к которым входил еще берет для мужчин и косынка для женщин. Комплекты вкладывались в небольшую сумочку–конверт из такой же ткани. Но с беретом и косынкой плащи надевали редко, поскольку тогда получалось некое подобие защитного костюма на учениях по гражданской обороне. К сожалению, отечественная «болонья» по качеству значительно уступала импортной: она не получалась шелковистой и блестящей, скользящей (в таких плащах легче «выскальзывать» из переполненного транспорта), но носили и такую.


Спросите у кого–нибудь из старшего поколения: «Какого цвета у вас была «болонья?», и вам тут же ответят с ностальгической улыбкой на лице. «Болонья» стала бешено популярна не только из–за необычного по тем временам вида, но и благодаря своей практичности. Плащ прочно вошел в гардероб советского человека. «Болонью» носили все: рабочие, колхозники и «прослойка» — интеллигенция — в любом возрасте. Именно тогда стали необычайно модными изделия из искусственных волокон — «синтетика». Даже магазин с таким названием открылся в Минске в середине 60–х годов на тогдашнем Ленинском проспекте (там сейчас салон светильников, напротив «Природы»).


Подарки от королевы


Надо сказать, «болонья» не стала первой ласточкой, посланной нам королевой Химией, — так называли эту науку и отрасль производства в конце 50–х и начале 60–х годов. Так, если предшествовавшие поколения женщин носили шелковые и фильдеперсовые чулочки, то советские труженицы второй половины XX века получили обновку под названием «капрон». Новые соблазнительные чулочки выпускались не только со швом, но еще и со «стрелками» по сторонам этого шва, что вообще–то было довольно неудобно, так как постоянно требовалось контролировать его прямоту. Тем не менее с трудностями мирились, поскольку шов придавал пикантность и чулочкам, и женским ножкам.


Первые совершенно прозрачные блузки (что несколько не сочеталось со строгими моральными правилами того времени) появились на наших женщинах после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года. Нижнее белье в то время вид имело, мягко говоря, неказистый, а под прозрачную блузку требовалось надевать что–то «приличное». Тогда стали выпускать лифчики без бретелек, на косточках, и комбинации с очень тонкими шлеечками, правда, все это тоже приходилось с трудом доставать. Появилась и сама капроновая ткань метражом: это сейчас мы в основном покупаем готовую одежку, а тогда многое заказывалось у портнихи, да и вообще иголку в руках умела держать практически каждая женщина, и массу простых вещей шили сами. Капроновая ткань продавалась довольно дорого по тем временам — 60 дореформных рублей.


Под тонкую и прозрачную ткань платья требовался «чехол», а юбки в моде — простой клеш и так называемый солнце–клеш (обычной ширины ткани на него не хватало, соединяли два полотнища, сшивали, а по центру вырезался кружок по размеру талии). Вот тогда–то и появились совершенно потрясающие нижние юбки, которые, надо сказать, тоже слабо сочетались с тем временем, когда женщина «прочно заняла рабочее место наравне с мужчиной даже в литейном цеху». Лиф у всех платьев кроился строго облегающий (сбоку или позади по шву ставился замок–молния или нынче забытые кнопки и крючочки), а юбка — колоколом. Нижние юбки шились из ситца, отделывались кружевами и сильно крахмалились. Но красота–то какая получалась! Настоящий XVIII век! К таким нарядам делалась и новая прическа — «лошадиный хвост». Но он вызывал у блюстителей советской нравственности только негодование и раздражение.


Со временем и мужчины получили от королевы Химии подарок — в виде нейлоновой рубашки. Ну–ка, старшее поколение, вспомните! Такая рубашка стоила уже после реформы в начале 60–х целых 20 рублей при зарплате инженера 120 рэ. Нейлоновая рубашка, к ней черный узкий галстук — вот вам необходимая экипировка каждого молодого и не очень молодого модного человека. Мода на нейлоновые рубашки продержалась у нас очень долго, не уходила даже тогда, когда Запад полностью перешел на «натуру», поскольку выпуск нейлона прочно освоила советская промышленность, а перестраивалась она крайне сложно. И на выставке в Москве в конце 60–х наша соотечественница, известная художница из Франции Надежда Ходасевич–Леже с ужасом снимала весь этот «нейлон» со своих племянников, приехавших из Минска, поругивая их за плохой вкус.


Но синтетика никуда не ушла и продолжала дарить нам новинки, среди которых выделялись необычные, объемные, слегка блестящие ткани под названием «космос» и, конечно же, искусственные шубы, которые тоже стоили немало. А дальше — больше. И теперь неискушенный человек иной раз уже и не отличит синтетическую ткань от натуральной. Так что без королевы Химии мы никуда.


Имена моды


Они были практически неизвестны широкой публике. Но они были! И в первую очередь нужно говорить о манекенщицах. Проводились полузакрытые показы мод, где по подиуму дефилировали советские манекенщицы мирового уровня — Янина Черепкова, Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Галина Миловская. Они производили фурор за рубежом. Регину Збарскую Феллини называл русской Софи Лорен, а Галине Миловской предлагали сниматься для американского Vogue.


Факт


В начале 60–х быть модным в СССР было не только трудно, но и опасно. Трудно — потому что советская легкая промышленность, казалось, ориентировалась исключительно на солдатские кальсоны и ватные телогрейки. Опасно — так как активные модники преследовались уголовно по статье 58 УК за... антисоветскую (!) деятельность: про несчастных стиляг, наверное, все слышали.


Кстати


Модные вещицы и журналы могли попасть в нашу страну из–за границы только незаконно и лишь благодаря немногочисленным загранкомандировкам дипломатов, летчикам дальней авиации и морякам. Очень редко в магазинах выбрасывали продукцию дружественных социалистических стран Восточной Европы, за которой моментально выстраивались огромные очереди. Но говорить о полном отсутствии модной индустрии в СССР в 60–е годы все–таки было бы несправедливо. Для демонстрации мировому сообществу достижений советского народного хозяйства устраивались разнообразные выставки, в том числе и показы моды. На Кузнецком мосту в Москве существовал экспериментальный цех, где создавались настоящие шедевры, которым рукоплескал в 1962 году Париж, а год спустя и Рио–де–Жанейро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter